Эволюция информации от атрибутивной к
оперативной наиболее яркого развития достигло в человеческом обществе (рис.
2.3.1). Это выражается не только в
совершенствовании мозга, но и в использовании информационных носителей не
биологического происхождения, а также
широкое использование социальной оперативной информации. Вначале сформировался разум индивидуума,
затем коллективный разум, потом техногенные средства усиления, дополнения и
иногда замены человеческого разума.
Развиваются методы ускоренного познания, компактизации
знаний (математика, системный анализ и др.).
Мы видим как человек “обрастает”
техносферой, она становится неотъемлемой от человечества частью. Техногенная
информация накапливается и передается уже не посредством биогенов, а
техническими средствами на небиологических носителях (книги, пленки, банки
компьютерной информации). Ребенок рождается только с набором биогенетических
программ. Все остальное он получает в ходе обучения и воспитания (раздел 3.3).
Вот почему лозунг “Учиться, учиться и снова учиться” – остается актуальным
всегда. Человек обречен на учебу и познание мира, т.к. только познание
позволяет вырабатывать технологии выживания
Обучение в зачаточной форме известно и в
животном мире, но только у человека оно обрело тотальный масштаб. В этом
процессе человек постоянно совершенствуется. В человеческом социуме был создан
институт учителей [176]. В начале эту роль выполняли старцы-хранители
информации и опыта. Затем знания
переносятся на стены пещер, глиняные таблички, берестяные дощечки,
папирус, книги. Создаются школы. Происходит разделение труда. Одни добывают
знания (ученые), другие воплощают их в практику (техники), третьи передают их
из поколения в поколение (учителя), четвертые добывают пищу и кормят всех выше
упомянутых, ну и сами пользуются добытыми знаниями.
Быстрый разум человека породил
внеорганизменные носители информации, которые также тщательно оберегаются и
передаются по наследству. Это своеобразные аналоги биогенов. Назовем их условно
социальными генами.
Под “социальными генами” понимаем
программы поведения, усвоенные в процессе воспитания, обучения, общения. Это
религия, этика, культура, нравственность, наука.
Также как биогены, социальные гены могут
подвергаться мутациям. Носителем таких мутаций вначале является индивидуум (автор идеи). Затем, как и в любой популяции, происходит
обмен идеями, т.е. осуществляется обобщение социальных
мутаций. Идея христианства, возникнув
в умах единиц, охватила многие
миллионы людей. Модель гелиоцентрической системы, возникнув в умах нескольких
ученых (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей), завоевала умы подавляющего
большинства грамотных людей.
Идет естественный отбор тех идей
(мутаций), которые обеспечивают социуму монолитность, целеустремленность,
выживание и развитие. Те идеи, которые с первого предъявления были отвергнуты
естественным отбором, также не исчезают, а депонируются, становятся
рецессивными. Природа особо охраняет информацию любого вида, т.к. этот архив
является источником выживания в новых условиях.
Существует мнение [227], что человек
перестал эволюционировать как физиологический объект. Подчеркивается факт, что
уже в течение 40 тыс. лет существенных морфологических изменений мозга и тела
не наблюдается. Возможно, эволюция мозга еще не прекратилась, но отследить этот
процесс не представляется возможным хотя бы потому, что тонкие структурные
исследования мозга начались только в шестидесятых годах XX века, а объем мозга
не является главным показателем его возможностей.
Как видно, процесс цефализации биосферы ускоренно продолжается в
человеческом социуме. Поэтому нельзя не согласиться со всеми исследователями
ноосферы в том, что этот процесс не может прекратиться и что его надо всячески
стимулировать. Этот процесс есть следствие закона возрастания количества
информации (особенно оперативной), содержащейся в сложных информационных пакетах (см. раздел 2.5.1). Поэтому
процессы обучения, использования технических информационных технологий,
интеграции общечеловеческого интеллекта в человеко-машинный интеллект это
приоритетные направления развития. Однако надо отметить, что эти процессы
уже развились как бы самопроизвольно. Человечество движется по этому пути в
основном интуитивно из-за экономической
выгоды. Производство информационных технологий становится индустрией, но
это не противоречить ноосферной стратегии развития, поэтому эту индустрию надо
приветствовать.