Рассмотрим
ноосферогенез с этой точки зрения. Знания человеку нужны, чтобы выживать,
преобразуя окружающую среду. Знания об окружающем мире почти не передаются по
наследству. Передаются некоторые инстинктивные программы поведения, адекватно
соответствующие реакциям на внешние воздействия. Например, форма яиц птиц,
гнездящихся колониями на скалах, имеет “коническую” форму. Это реакция на
гравитацию, чтобы не скатывались с утесов. Форма крыльев и динамика полета птиц
учитывает законы аэродинамики. Эти атрибутивные “знания” вырабатывались миллионами
лет. Человек тоже имеет такие врожденные знания, но их явно недостаточно для
выживания в динамично изменяющемся мире. Кроме того, человеку нужны упреждающие
знания.
Большинство
знаний (опыт) умирает вместе с человеком и генетически на биологическом уровне
не наследуется. Человеческий социум дополнился механизмами передачи информации
(знаний), использованием альтернативных носителей информации (всевозможное
письмо). Письменность известна 10-11 тыс. лет (древние шумеры). До появления
письменности информация по социальным каналам передавалась устно (мифы,
сказания, легенды, пословицы и др.), посредством живописи.
Не вызывает
сомнения, что интеллектуальная мощь человечества все время увеличивается.
По-видимому, идет отбор по этому признаку. Можно думать, что по биологической
линии наследуется и способность к обучению. Видимо не зря у человеческих детей
самое длинное детство – это время, отпущенное природой для интенсивного
обучения. Кроме того, развиваются социальные механизмы обучения. Нам не
известны механизмы обучения у первобытных племен, но можно предположить, что
вначале работало подражание (делай как я). В древнем Египте хранителями и
трансляторами знаний (информации) были жрецы. Их высокое инженерное искусство
отразилось в строительстве пирамид, ирригационных систем, дворцов. Эллинская
цивилизация породила философию и элитарные школы (Платон, Аристотель и др.).
История развития образования это необъятная тема. Здесь мы только вскользь
касаемся этой проблемы.
Можно отметить начало бурного роста образования
в Европе начиная с XIX века. А первый университет в Болонье появился в 1088 г.
Образование это дитя эпохи Просвещения (философия, гуманитарные дисциплины,
естественные науки). Университеты становятся не только центрами обучения, но
центрами исследовательской работы. До начала XIX века даже элементарная
грамотность не выходила за пределы небольшого элитарного круга. В каждом
последующем поколении постоянно уменьшалось число людей лишенных возможности
получить образование. Все большее количество людей выходило за пределы
элементарной грамотности и вовлекалось в сферу высшего образования.
В Европе конца
XIX века высшим образованием овладели около 5 % населения. В Соединенных Штатах
около 40 % молодежи с высшим образованием. И эта цифра постоянно растет [202].
Неуклонно
набирает силу творческо-новаторская функция образовательной системы. На раннем
этапе промышленной революции изобретения были делом рук “практиков”. В наше
время техника стала в высшей степени зависимой от научных исследований. В XIX
веке количество научной документации увеличивается каждые 50 лет. В конце CC века этот процесс происходил за 20-25 лет и
в процентном отношении темп прироста ученых превышал темп прироста численности
населения [1].
Роль образования
в развитии техносферы очень заметна. В Японии в конце XX века на каждые 1000
чел. населения приходилось 7 ученых (это рекорд). В СССР еще в 1960 г. было 6
ученых на 1000 чел. населения. На примере Южной Кореи и Пакистана можно оценить
роль образования в развитии экономики. В 1960 г. эти страны имели одинаковый
доход на душу населения. Сейчас Южная Корея в 3 раза превосходит Пакистан по
этому показателю, т.к. в Пакистане в школу ходили 30 % детей, а в Корее – 94 % [286]. Конечно, имеет значение не только количество
учащихся, но и качество образования.
Устройство
человеческого социума несомненно оказывало влияние на рост знаний. Более того,
можно допустить, что эта тенденция подспудно, неосознанно определяла устройство
социума. На фоне низкой производительности труда специализация различных
социальных групп являлась необходимым элементом повышения уровня жизни и более
эффективного выживания.
Образование и наука долгое время была
атрибутом “аристократии”. Наука – это роскошь, которую могут позволить себе
люди, не нуждающиеся в хлебе. Они имеют время заниматься наукой. Но развитие
знаний рационализировало труд “пахаря”, высвобождало его свободное время,
давало потенциальную возможность включаться в общечеловеческий интеллектуальный
процесс. Так возрастала масса мозгов, участвующих в добыче и передаче знаний.
Развитие ремесел, появление рабочего класса также способствовало росту
стремлений к учебе.
Итак,
человечество приобрело подсистему социального образования. Эта ноосферная
подсистема является продолжением процесса цефализации биосферы. Как и все
предшествующие биологические системы, она появилась незаметно, медленно
набирала темп и сейчас достигла почти максимума. Развитые страны имеют почти
100 % грамотность. Развивающиеся страны к 2020 г. поднимут ее до 80 % [45].
Беднейшие страны до 60 %. Можно ожидать, что после достижения 100% грамотности
темпы роста образования снизятся, будут носить не количественный, а
качественный характер. Пока будет существовать человечество, эта подсистема
также будет существовать.
Сегодня
доказано, что способности человека к познанию ограничены. Легенда о том, что в
каждый данный момент в человеческом мозге работает только 10 % нервных клеток,
опровергается рядом ведущих нейрофизиологов. Нет неактивных регионов мозга.
Практически все нейроны центральной нервной системы работают почти все время, в
том числе во время сна [287].
Сегодня уже не
знание дает силу, а способность с помощью компьютера обрабатывать человеческие
познания. А обрабатывать есть что. Самая большая библиотека мира (Конгресс США)
разрослась до 112 млн. книг на полках общей протяженностью 857 км [278].
Человечество тысячелетиями накапливало и передавало свой опыт поколениям. В
настоящее время универсально образованных людей больше нет. Человеческой жизни
не хватает на то, чтобы охватить все знания, но заинтересованные люди с помощью
«интернета» могут приобщиться к знаниям всего современного человечества.
Развитие
образования происходило вначале медленно (до эпохи просвещения), затем
ускоренно. Сейчас наблюдается информационный взрыв, затем наступит стадия
насыщения.
Эстафету
нарастающей волны информации принимают на себя компьютеры. Информационное
общество способно сделать образование доступным всем людям Земли. Информация
должна стать всеобщим благом, чтобы обеспечить равенство шансов и устранить
опасные дисбалансы.
Как видим,
накопление информации в биосфере получило новый ускоряющий импульс в
человечестве и еще более ускоряющийся в техносфере. Складывается впечатление,
что смысл существования человечества в том и состоит, чтобы осуществить
эстафетную передачу того Великого информационного процесса, который был запущен
Большим взрывом.
Если нам удалось
найти тот конец нити, с помощью которого можно размотать весь клубок, то все
институты, созданные человеком, должны быть не самоцелью, а лишь сопровождением
этого единого процесса.