5.10. Ресурсы как средство социальной эволюции человека.

Считают, что самые древние люди были собирателями (коренья, плоды, трупы). Жили всегда группами, в которых поддерживалась жесткая иерархия. Имел место групповой брак. Собирательство не могло обеспечить популяцию обильным кормом, поэтому исчерпание ресурсов толкало людей в другие экологические ниши [88].

 После собирателей появились загонные охотники и растениеводы. Загонные охотники жили группами, строили огромные загоны, ловушки длиной в несколько километров. Рисовали на скалах сцены быта. Жили в симбиозе с собаками. Женщины занимали низшую иерархическую ступеньку. Загонщикам требовалась большая территория, ее защищали от соседей, применяли оружие, убивали врагов.

Растениеводы огораживали свои растения, пахали, сеяли. Земли им было нужно меньше, чем загонщикам.

Кочевые скотоводы вступали в симбиоз со стайными животными. Кочевали за стадом, как волки, брали незаметно дань и прогоняли конкурентов – других хищников. Люди с собаками приносили пользу стайным животным и те это чувствовали. Кочуя за стадом, люди научились гнать его в нужном направлении. Мужчины и быки совместно оборонялись от нападений хищников. Женщины занимали низший иерархический ранг. Имело место многоженство.

Человек – существо симбиотическое и в этом отношении превзошел все виды. Симбиоз - это природный способ использования внешней среды в личных целях. Вначале человек вступил в симбиоз с растениями, животными, микроорганизмами. Для своих нужд современный человек использует около 40 тыс. видов живых организмов [285]. Можно считать, что система человек-машина - это тоже симбиоз. Количество наименований различных неодушевленных предметов, сопряженных с деятельностью человека, значительно превышает цифру 40000 (только в современном автомобиле около 30000 узлов и деталей). Симбиозом это можно назвать потому, что машина не может существовать без человека, а человек без машины.

Социальное устройство человеческих сообществ в существенной степени зависело от обеспеченности ресурсами (территория, биосфера, ископаемое сырье, водоемы и т.п.). Двигаясь из Африки за ресурсами Homo sapiens 12 тыс. лет назад уже расселился по всей Земле. Такая экспансия сопровождалась отбором инициативных, сообразительных, авантюрных людей. Новые места проживания требовали адаптации к почвам, животным, климату. Экспансия, как и трудовая деятельность, также совершенствовала мозг. Может быть, по этой причине Африка – прародина человечества, является одним из самых отсталых регионов на Земле. Этот регион в какое-то время потерял самую активную часть популяции.

В отличие от животных человек постоянно расширяет доступ к ресурсам. Исчерпав собирательство, перешел к выращиванию растений и животных. Исчерпание плодородия почв  породило агротехнику удобрений. Использовав ресурсы самородных металлов, перешли на их добычу из бедных месторождений. Человек быстрее биосферы изобретает новые технологии выживания и расширяет ресурсную базу. Поэтому в целом дефицита ресурсов не бывает. Исчерпание одних ресурсов компенсируется другими [128]. Кроме того, технологии выживания человечества изменялись в зависимости от исчерпания ресурсов. Исследователи ноосферы единодушно считают, что  освоение новых источников энергии: энергии солнца, термоядерной и др., является необходимым условием успешного существования человечества. Они правы, т.к. история человечества - это постоянная смена источников энергии. Но пока не будут исчерпаны традиционные энергоносители, человечество не перейдет на новые, альтернативные. Пока добыча нефти и цена на нефть не превысит стоимость электроэнергии, получаемой от солнечных батарей, человечество не откажется от источников ископаемой химической энергии.

    Теория систем утверждает, что источником развития, источником ресурсов всегда является надсистема. Зародившееся человечество, будучи на каком-то этапе развития малой частью биосферы черпало из нее ресурсы своего развития. Когда человечество вместе со своим придатком – техносферой разрослось до современных размеров и  этот процесс продолжается, то уже биосфера становится подсистемой и человечество должно изыскивать себе и своей техносфере источники внебиосферных ресурсов. Средства питания люди  пока могут извлекать только из биосферы, и поэтому для людей важно не нарушать установившихся взаимоотношений и сохранять биосферу как базу своего существования. А техносфера может вполне обойтись внебиосферными ресурсами. Источником ресурсов для техносферы должно стать внеземное пространство или  глубокие недра планеты, поэтому надо конструировать будущую техносферу из неорганических соединений, пространственно располагать за пределами  биосферы и энергию черпать  от Солнца и недр Земли.

     В связи с проблемой биосферных ресурсов следует упомянуть концепцию автотрофности человечества выдвинутую нашим соотечественником Н.Ф. Федоровым [270], которая позже переросла в идею социальной автотрофности. Суть этой идеи состоит в том, чтобы человечество научилось производить биологические продукты питания прямыми технологиями, минуя биосферные процессы. По-видимому, речь идет о синтетической пище, производимой на основе неорганического сырья и энергии Солнца. Именно так растения из углекислого газа и энергии солнца создают все биосферные источники ресурсов. Этот путь станет неизбежным, если биосфера все же прекратит свое существование в том виде, каков необходим для человечества. Примеры таких технологий уже начали появляться. Известен синтетический бензин, получаемый из двуокиси углерода (но пока стоимость его выше, чем нефтяного бензина). Известны также технологии превращения биологических несъедобных продуктов в продукты питания человека. В настоящее время используется синтез продуктов питания из ранее несъедобных водорослей, бактерий (дрожжей) и т.п., однако эти технологии лишь расширяют пищевую базу, но не является проявлением автотрофности. Синтез продуктов питания,  отличающихся от привычных, потребует адаптации человека, вызовет ряд новых заболеваний и патологий.

Изложенное ставит вопрос о сохранении гомеостаза современного человека. Будет ли современный ноос оставаться человеком неопределенно долго или появится разумное  биологическое существо другого типа. 

Отсутствие заметной эволюции  человека за последние 40 тыс. лет не отменяет мутационные процессы, которые могут привести к деградации генома. Чаще всего мутации бывают вредными и бесполезными. Человек исключил естественный отбор – эффективный механизм изъятия “плохих” мутаций и это может привести к вырождению человечества. Евгеника (искусственный отбор и выведение человеческой “элиты”) стремление не новое. Евгеника не осуществлялась до нашего времени по моральным соображениям [7].  Попытки вывести элитарную расу (например, арийскую) путем истребления инакомыслящих не привели к желаемому результату, т.к. смерть  не уничтожает гены, которые  вновь проявляются в каждом новом поколении.

Сохранить генофонд человека возможно, используя интеллект. Развитие генной инженерии способно в перспективе исправлять дефекты в ДНК, лечить наследственные болезни [247, 157] и трансформировать сущность и физиологию человека. Не исключено, что ноосферный человек может появиться искусственным путем. Представляет интерес исследовать проблему искусственной  управляемой трансформации человека через вмешательство в геном.

 Методы генной инженерии — это искусственный мутагенный процесс, когда в ДНК человека включаются “отрезки” ДНК, взятые из других организмов. Межвидовое скрещивание в биосфере осуществляют вирусы. Различие человеческой технологии и стихийной отличается тем, что человек осуществляет свои действия направленно в своих интересах, а биосфера “работает” по закону случая (как принято считать). Осуществляя искусственный отбор и выведение новых видов домашних животных и растений, человек всего лишь целенаправленно использует природные технологии. Генная инженерия способна ускорить этот процесс в рамках одного поколения животного.

 Для того, чтобы начать выводить новые “породы” людей методами генной инженерии, нужно также нарушить моральные законы. При этом нет критериев отбора, неизвестно к чему надо стремиться. Если вести отбор по признаку интеллекта и вывести породу очень умных, экофильных, ноосферных  людей, то  возникает вопрос, с кого начинать. Это не интегрирует, а разобщает человечество, создаст конкуренцию в борьбе за право стать элитой. Реальный механизм перехода к экофильному ноосу никем еще не разработан.  Допустим, начался добровольный процесс трансформации  современного человека в человека ноосферного (методами  генной инженерии). Этот процесс не может одновременно охватить все человечество, т.к. количество людей по прогнозам увеличится до 15 млрд. в середине  ХХ1 века. Главной задачей ноосферного человечества является гуманная депопуляция и прекращение роста численности. Ноосферный человек, потеряв программу неограниченного роста численности популяции, согласиться на депопуляцию  и начнет сокращать свою численность (его генерируют, а он сокращается в численности). Биологические программы  «нормальных» людей противятся сокращению численности той популяции, членом которой они являются. Работает программа – пусть сокращаются другие. Поэтому не экофильная часть человечества  будет продолжать программу экспансивного роста. Таким образом, ноосы будут уменьшать свою численность, а не ноосы - наращивать. Если предложить депопуляцию только не ноосам,  можно представить  реакцию на такое предложение. Как видно,  идеи, сформулированные в [264,260, 262, 177] , не имеют пока  механизма  решения.  Проблемы экологического и нравственного императивов рассматривал также Н. Моисеев [176], но и он не предложил механизма их реализации. Если все же и появятся ноосы биологического происхождения, то  они  также будут нуждаться в биосфере  как пищевой базе  и не смогут без  техники уйти от неизбежно умирающей Земли.

Главным неисчерпаемым ресурсом человечества является информация и интеллект. Этот ресурс никогда не истощается и позволяет решать  энергетические и сырьевые проблемы. В этом состоит главное отличие человека от других живых существ. Линия развития и использования интеллекта в человеческой истории является доминирующей и закономерно продолжающей линию развития информации во Вселенной. Только интеллект, а значит управляемое развитие, спасет от гибели разум появившийся на Земле. Современный интеллект не видит способов реализации многих пунктов программ развития ноосферы. Будущее технических аспектов видится более определенно, чем проблем социальных. Звучат призывы: «Ребята, давайте жить дружно». Давайте прекратим воевать. Все люди на Земле должны быть равны. Неравенство в развитии между странами должно быть преодолено. Устранение всех форм насилия. Высочайшая нравственность. Сохранение биоразнообразия биосферы. Безопасность от космических и земных катастроф. Освоение космоса человечеством. (см. главу 1)

Задача общечеловеческого интеллекта - найти способы решения выше перечисленных деклараций, определить их реальность в будущем. История человечества является свидетелем того, что эти призывы являются составными частями нравственных устоев многих религий, идеологий, философий (см. главу 1). Однако «воз и ныне там». На фоне принципа «не убий» человечество пережило около 14 тыс. войн. Формирование  коммунистической нравственности осуществлялось путем физического уничтожения плохих, несознательных.

Причина безуспешных попыток реализации норм нравственности кроется в диктатуре биогенов (см. 5.4). Социальные программы лишь слегка маскируют генетические программы поведения человека и в экстремальных ситуациях (не всегда) в человеке просыпается зверь.

Не следует думать, что в геноме человека собраны только эгоистические программы поведения. Существует масса альтруистических программ [88], которые следует развивать, усиливать, дополнять социальным воспитанием, но технологии этого процесса пока неизвестны. Попытки «промывать мозги» населению страны (методами средств массовой информации или какими - то техническими средствами вмешательства в мозг, в программы поведения) всегда воспринимаются антагонистично. Человечество  в своем массовом сознании, провозглашая исключительность человека в праве на разум, на труд, на абстрактное мышление, на права человека, не хочет замечать генетическую привязанность человечества к биосфере, игнорирует неразрывность человека и природы.  В этом кроется множество предрассудков, иллюзий, суеверий. Попытаемся критически проанализировать некоторые иллюзорные декларации ноосферогенеза и создать альтернативные представления.

 


Следующий раздел



Хостинг от uCoz