13
июня 2002 года «Антология» позвала меня в дорогу. Недалеко – в Тверь к Михаилу
Кругу. Представить себе поэтический сборник шансона без стихов такого мастера
просто не возможно. Для «Антологии» мне было необходимо получить согласие
Михаила поучаствовать в ней своими стихами, составить с его слов биографическую
справку и точную дискографию. Поскольку весь тот материал, что бродит по
интернету, подчас недостоверен и содержит много неточностей. Мы приехали в
Тверь вместе с Евгением Чужим. Михаил встретил нас в своей студии и пригласил
поговорить в немноголюдный ресторанчик.
За чашкой кофе и порцией мороженого Круг просматривал листки, делал в них
пометки шариковой ручкой, иногда комментируя исправления.
Михаил
Шелег: - Я знаю, что у тебя насыщенный гастрольный график, ты работаешь в
студии над новым альбомом. Если не секрет: как будет называться твой новый
проект?
Михаил
Круг: - С названием ещё не определились, но рабочее название «Смерть пиратам MC
и CD».
М.Ш.:
- Я слышал, что ты снялся в художественном фильме в главной роли.
М.К.:
- Летом 2000 года закончена съёмка фильма «Апрель» режиссёра Константина
Мурзенко. Там я сыграл криминального авторитета - вора в законе Виктора
Петровича. На видео этот фильм ещё не вышел, но его можно увидеть в кинотеатрах.
Фильм о любви и об измене, о воровстве детей – фильм хороший, но как у нас
водится, рецензии плохие… В нём так же снялись Рената Литвинова и Сергей
Маззаев – он играет моего оппонента.
М.Ш.:
- Тебе предложили сыграть эту роль или это была твоя идея?
М.К.:
- Предложили. Сразу без кинопроб. Режиссёр пришёл ко мне на концерт и по
окончании его сказал: «Мне нужен Круг».
М.Ш.:
- И как ты чувствовал себя в новой для тебя роли киноактёра?
М.К.:
- Да ну, Миха, нудно! Шесть часов гримируют – двадцать минут снимают, да ещё и
несколько дублей. Текст в голову никак не лез, поэтому снимали кусками: фразу
скажу – стоп, снято! Ещё фразу и так далее. А потом Костя никакого отношения не
имеет к криминалу. У него все впечатления от просмотренных ранее фильмов.
Поэтому по ходу съёмок приходилось в сценарии изменять фразы, выражения…
М.Ш.:
- Когда и где тебе лучше пишется?
М.К.:
- У меня нет определённой привязанности к месту и времени: где, когда придёт
вдохновение, там и пишу. За последние два года написал всего одну песню. Или
две. Прошло то время, когда был голодным. А, как известно, все самые лучшие
песни пишутся на голодный желудок и на голодную душу.
М.Ш.:
- Настал момент пресыщения?
М.К.:
- Это не плохо, это даже хорошо: потому что не будут ляпусы выходить. У меня
сейчас песен на десять альбомов хватит. Ещё тех, что я написал, когда был
молодым. Ведь «Владимирский централ» и «Девочка-пай» были написаны, когда мне
было 20-21 год.
М.Ш.:
- Ты часто даёшь благотворительные концерты в колониях для осуждённых. Но дошли
слухи, что ты помогаешь строить храм. Расскажи: где и какой?
М.К.
- Я состою в Попечительском совете по строительству Храма в честь Великого
Благоверного князя Михаила Ярославовича Тверского. Провожу благотворительные
концерты по сбору средств на строительство храмов в городах Торжке, Калязине и
Твери.
М.Ш.:
- Тебе нравится как называют наш жанр «Русский шансон»?
М.К.:
- Вообще-то я организовал своё направление в музыке, которое называется
«Русский жанр». Теперь все альбомы будут выпускаться только в такой серии.
Причём, принимать артистов будем совещанием. Надо уже отделять всю эту мишуру,
которая прёт в шансон. Пусть они будут шансонщиками, а мы будем работать в
«Русском жанре».
М.Ш.:
- Намереваетесь ли проводить фестивали, концерты?
М.К.:
- Конечно. С непременным вручением наград и премий. Этот жанр будет истинно народным.
А если он будет официальным, то к нему сразу пропадёт интерес. Потому что
вмешаются все эти «академии», будут учить как надо правильно петь. Кто
Розенбаума учил петь? Никто не учил. И Высоцкого никто не учил петь. Это единственный
жанр – гордость России. Как только кто-то умный начинает вешать ярлыки или
старается проанализировать творчество автора, тут же выявляется официальный
анализ, а он жанру уже не нужен, поскольку людей простых, которые не знают
терминологии не надо сбивать с толку. Это хорошо для академических жанров, но
не для нашего. Ведь кто критикует наш жанр – люди, занимающиеся «попсой». В
наших песнях они ничего не понимают. Я признаю критику, но эта критика должна
исходить от человека, вызывающего у меня уважение и обладающего авторитетом. А
потом, телевидение – это не моя стихия. Моя стихия – сцена. А то поймали рыбу,
положили на стол и говорят: покажи как ты плаваешь!
М.Ш.:
- У тебя нет желания написать книгу о том что ты видишь вокруг, как ощущаешь
этот мир?
М.К.:
- У меня есть намётки, но это приключенческая история. А мемуары писать ещё
рано. Потом попробую написать для своих детей и внуков про свои победы и
ошибки. Потому что пройти путь от простого слесаря-авторемонтника до известного
артиста – это большая редкость. Нужно справиться и с огнём, и с водой, а самое
трудное оказывается не огонь и вода, а медные трубы. Это испытание проходят
далеко не все.
На
прощание мы сделали несколько фотоснимков. Михаил, как гостеприимный хозяин
расплатился за угощения, не позволив мне сделать это первым. Я проводил его до
его автомобиля. Мы договорились, что более объёмный разговор мы проведём по
окончании его работы над альбомом.
- А сейчас, извини, времени нет. Очень много работы, - сказал Круг и мы
распрощались. И как оказалось навсегда. Остались снимки, голос, записанный на
диктофон и песни, а ещё стихи, оставленные нам талантливым и хорошим человеком
– Михаилом Кругом.
Беседовал Михаил Шелег
13 июня 2002 года, Тверь