5.7. Развитие информационных технологий не биологической природы.

 Эволюция информации от атрибутивной к оперативной наиболее яркого развития достигло в человеческом обществе (рис. 2.3.1).  Это выражается не только в совершенствовании мозга, но и в использовании информационных носителей не биологического происхождения, а также  широкое использование социальной оперативной информации.  Вначале сформировался разум индивидуума, затем коллективный разум, потом техногенные средства усиления, дополнения и иногда замены человеческого разума.  Развиваются  методы ускоренного познания, компактизации знаний (математика, системный анализ и др.).

Мы видим как человек “обрастает” техносферой, она становится неотъемлемой от человечества частью. Техногенная информация накапливается и передается уже не посредством биогенов, а техническими средствами на небиологических носителях (книги, пленки, банки компьютерной информации). Ребенок рождается только с набором биогенетических программ. Все остальное он получает в ходе обучения и воспитания (раздел 3.3). Вот почему лозунг “Учиться, учиться и снова учиться” – остается актуальным всегда. Человек обречен на учебу и познание мира, т.к. только познание позволяет вырабатывать технологии выживания

Обучение в зачаточной форме известно и в животном мире, но только у человека оно обрело тотальный масштаб. В этом процессе человек постоянно совершенствуется. В человеческом социуме был создан институт учителей [176]. В начале эту роль выполняли старцы-хранители информации и опыта. Затем знания  переносятся на стены пещер, глиняные таблички, берестяные дощечки, папирус, книги. Создаются школы. Происходит разделение труда. Одни добывают знания (ученые), другие воплощают их в практику (техники), третьи передают их из поколения в поколение (учителя), четвертые добывают пищу и кормят всех выше упомянутых, ну и сами пользуются добытыми знаниями.

Быстрый разум человека породил внеорганизменные носители информации, которые также тщательно оберегаются и передаются по наследству. Это своеобразные аналоги биогенов. Назовем их условно социальными генами.

Под “социальными генами” понимаем программы поведения, усвоенные в процессе воспитания, обучения, общения. Это религия, этика, культура, нравственность, наука.

Также как биогены, социальные гены могут подвергаться мутациям. Носителем таких мутаций вначале является  индивидуум (автор идеи).  Затем, как и в любой популяции, происходит обмен идеями, т.е. осуществляется обобщение социальных мутаций. Идея христианства, возникнув в умах единиц, охватила многие миллионы людей. Модель гелиоцентрической системы, возникнув в умах нескольких ученых (Н. Коперник, Д. Бру­но, Г. Галилей), завоевала умы подавляющего большинства грамотных людей.

Идет естественный отбор тех идей (мутаций), которые обеспечивают социуму монолитность, целеустремленность, выживание и развитие. Те идеи, которые с первого предъявления были отвергнуты естественным отбором, также не исчезают, а депонируются, становятся рецессивными. Природа особо охраняет информацию любого вида, т.к. этот архив является источником выживания в новых условиях.

Существует мнение [227], что человек перестал эволюционировать как физиологический объект. Подчеркивается факт, что уже в течение 40 тыс. лет существенных морфологических изменений мозга и тела не наблюдается. Возможно, эволюция мозга еще не прекратилась, но отследить этот процесс не представляется возможным хотя бы потому, что тонкие структурные исследования мозга начались только в шестидесятых годах XX века, а объем мозга не является главным показателем его возможностей.

      Как видно, процесс цефализации биосферы ускоренно продолжается в человеческом социуме. Поэтому нельзя не согласиться со всеми исследователями ноосферы в том, что этот процесс не может прекратиться и что его надо всячески стимулировать. Этот процесс есть следствие закона возрастания количества информации (особенно оперативной), содержащейся в сложных  информационных пакетах (см. раздел 2.5.1). Поэтому процессы обучения, использования технических информационных технологий, интеграции общечеловеческого интеллекта в человеко-машинный интеллект это приоритетные направления развития. Однако надо отметить, что эти процессы уже развились как бы самопроизвольно. Человечество движется по этому пути в основном интуитивно из-за экономической  выгоды. Производство информационных технологий становится индустрией, но это не противоречить ноосферной стратегии развития, поэтому эту индустрию надо приветствовать.

 


Следующий раздел



Хостинг от uCoz