5.6. Эволюция человеческого социума как продолжение комбинирования информации.

Поскольку основной нашей целью является исследование ноосферогенеза, то необходимо показать, что закон рождения новой информации, новых структур и образований  прослеживается и в социальных системах человечества, а ноосфера есть эмерджентный результат комбинаторики информации, накопленной биосферой.

Основой изменчивости в биосфере являются мутации - нарушения установленного порядка в геноме. Такие же незапланированные (а значит случайные) изменения периодически происходят в различных обществах. Например, христианство зародилось как сектантское движение в палестинском иудаизме. На ранних этапах оно пользовалось успехом в небогатых слоях городского населения – у ремесленников, мелких торговцев и т.п., которые были свободны от крестьянского традиционализма. Этот «вирус» религии с рабами был завезен в Рим. В начале IV в.н.э. император Константин уже принял христианство и объявил его государственной религией. После распада Римской империи в ее осколках на Европейском континенте христианство сохранилось как наследство. Социальные структуры церкви были основным мостом между древним и современным западным обществом. Поляки, чехи и хорваты стали в большинстве своем римскими католиками. Русские и южные славяне обратились в православие. Италия стала местонахождением центра управления римско-католической церкви [38].

В этом примере мы видим мутацию - новую информацию (появление секты христиан) и ее наследование в Римской империи, а позже почти во всех Европейских государствах, Византии и России. Позже и христианство претерпело ряд мутаций: католики, протестанты, лютеране, кальвинисты, православные, старообрядцы и др. С арабского востока потянулась новая мутационная линия – ислам. Ислам также как и христианство приживался у одних народов и отторгался у других. В этом и состоит проявление естественного отбора.

Точно так же, как у одноклеточных существ мутация всегда индивидуально происходит в ДНК какой-либо одной клетки, социальные мутации проявляются вначале как идея в сознании какого-либо индивидуума. Следующий этап – популяризация идеи, проникающей в процессе информационного обмена в сознание общества. Если идея выдержит давление естественного отбора, противодействие оппонентов, то можно признать, что эта мутация актуализировалась. В животных социумах мутации распространяются внутри популяции, обобщаются посредством процесса внутривидового скрещивания. Закрепляются (выживают) те мутации, которые обладают большими адаптивными способностями. В биосфере мутации распространяются посредством биологических информационных носителей, а в человеческом социуме посредством языка и письменности.

Другим примером может быть римское право [202]. Этот элемент культуры зародился в Риме. После распада империи право было адаптировано к условиям Англии, Франции, Германии. Более того, и церковь приспособила значительную часть римского права для регулирования собственных дел. В законодательстве многих современных европейских государств фундамент составляет римское право.

Идеи демократии зародились в Афинах и Риме (400-600 лет до н.э.). Эта мутация социума была антитезой биологическому авторитаризму (наследству биосферы). Но так как этот способ привлечения более широких масс народа к интеллектуальному самовыражению соответствовал основному закону умножения информации, то эта мутация закрепилась в социуме, выдержав прессинг авторитаризма. Просуществовав несколько лет, демократия Греции и Рима сменилась диктатурами Ю. Цезаря и А. Македонского.  Но расцвет и распад империи не уничтожил идею демократии (информация в природе не исчезает) и на осколках Римской империи она возродилась вновь спустя почти 2000 лет:        Франция (1789 г.), Англия (1646 г.), Германия (1918 г.). Переход к демократии нигде не был одномоментным, ему предшествовал “колебательный” процесс между демократией и авторитаризмом. Демократическое устройство общества более адаптивно в быстроизменяющемся мире, т.к. эффективнее использует интеллект социума в накоплении знаний и принятии решений.

В связи со сказанным можно рассмотреть еще одну, пока не прижившуюся мутацию социума – идею коммунизма. Эта идея зародилась в XVIII веке (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) в виде утопий. Затем неудачная попытка актуализации этой идеи в виде Парижской коммуны (1769 г.). Затем более длительный период существования СССР (1918-1991 гг.). Идея коммуны не противоречит генеральной линии развития социума – накоплению знаний. Советский Союз достиг больших высот в образовании (6 ученых на 1000 человек) [286], поэтому не исключено, что перенаселенность, исчерпание ресурсов вынудят человеческий социум перейти на режим самоограничения в потреблении (это и есть элемент коэволюции с биосферой). Тогда идея коммуны может вновь материализоваться. Мы уже знаем, что информация не исчезает, она только депонируется до востребования. Рудименты тоталитаризма, фашизма продолжают бродить как “призраки” не только по Европе, но и по всему миру. Если в социуме возникнет потребность жестко противостоять натиску конкурирующих государств, то может появиться потребность возродить авторитаризм. Любые формы авторитаризма ограничивают разнообразие мнений, но консолидируют общество в борьбе за ресурсы, за выживание. Авторитаризм это биологическая программа организации многих социумов млекопитающих [89]. Единый “громящий кулак” авторитаризма способствовал консолидации империй, государств, давал возможность противостоять набегам соседей. Это опробовано, это привычно. Поэтому, когда в кризисных ситуациях возникает проблема выбора пути выживания и нет ясности,  появляется соблазн вернуться к уже пройденному, например, к авторитаризму. При этом забывают, что авторитаризм был приемлем в определенных условиях и в новых условиях может оказаться не эффективным, тем более известно, что большинство авторитарных систем рухнуло. Но можно предположить, что сверх интеллектуальный авторитаризм, способный даже управлять развитием биосферы, может оказаться более эффективным  в строительстве ноосферы и в завоевании космоса, чем современная демократия. Управлять биосферой сложнее, чем государством, т.к. биосфера более сложная система. Поэтому система, научившаяся управлять биосферой, может оказаться более эффективной в управлении человеческим социумом, чем демократия. Идея возрождения ноосферного авторитаризма обосновывается моделью спирального развития и неизбежностью бифуркаций. Как видим, дарвиновская триада “изменчивость, наследственность, отбор” работает и в эволюции человеческих социумов.

Таким образом, как и в биосфере, человечество это конгломерат почти с неисчерпаемым разнообразием составляющих его элементов. Принцип возрастания разнообразия обеспечивает надежность существования системы. Удачные варианты копируются, распространяются. Культурные находки каждой цивилизации не исчезают с гибелью ее, а фрагментарно остаются в банке социальной памяти. Новые цивилизации помнят об ушедших и переплавляют в своей новой культуре наиболее ценные находки прошлых эпох. Мы пользуемся арабскими и римскими цифрами. Латынь – это язык науки. Христианство, ислам, буддизм – древние элементы культуры. Рассыпавшиеся империи исполняли роль “одуванчика”, разбрасывавшего свой генетический материал [248, 202].

История это постоянно смешивающиеся и распадающиеся на отдельности человеческие системы. Идет интенсивное перемешивание биогенетического материала. Даже войны с целью грабежа заканчиваются перемешиванием генетического и культурного материала. Это также продолжение биосферных технологий, таких, как внутривидовое скрещивание, межвидовой перенос генов посредством вирусов.

 В биосфере помимо конкурентной борьбы выражены и противоположные тенденции – альтруизм, забота о сохранении вида даже в ущерб индивидууму. Самцы павианов вступают в неравную борьбу с леопардом, жертвуя собой, спасают самок и молодняк. Колония бактерий кажется плотной только с первого взгляда. Под микроскопом можно увидеть, что бактерии располагаются так, что оставляют проход питательного раствора даже к центру колонии, т.е. это забота обо всех. Амебы в голодный период, исчерпав на определенной территории пищевой ресурс, собираются в слитную колонию, действующую как единый организм. От колонии отделяется меньшая часть в виде микроколонии, которая отправляется с потоками воды, ветра на поиски новых ресурсов. Оставшаяся часть колонии погибает [195]. Можно догадываться, что право жить и уйти получают только более жизнестойкие клетки. Налицо механизм жертвы ради сохранения вида.

У человечества, несмотря на конкурентную борьбу, также есть единая цель – выживание всего человечества. За примерами альтруизма у людей далеко ходить не надо (сам погибай, а товарища выручай). Альтруизм базируется на общих интересах социума, ибо альтруист получает свою выгоду через успех системы. На базе альтруизма возникают сообщества, государства, цивилизации. Цивилизации возникают и гибнут, но каждая новая цивилизация технически оснащена лучше предыдущей, уровень образования выше и количество накопленной информации также выше. Каждая цивилизация в то же время уникальна, ибо является комбинацией элементов культуры. Есть элементы консервативные: обычаи, мораль, религия. Есть элементы динамичные: искусство, техника, наука, образование.

На рис.5.6.1  графически представлено понятие цивилизации как уникальной, заметной комбинации элементов культуры.

 

Подпись: Значение элементов культуры
 

 

 

 

 

 

 

 

 


                             1      2      3      4      5      6      7      8      10

                                   

 

 

 


Элементы  культуры

  Рис. 5.6.1. Эволюция цивилизаций как следствие их культурного наполнения.

Обычаи 1; 2. религия; 3. политика; 4. искусство; 8. экономика; 9. техника;  10. образование; и т.д.

В историческом времени наблюдается четкая тенденция изменения в культурном наполнении цивилизаций. Рис.5.6.1 не претендует на правильное ранжирование значимости элементов культуры за отсутствием критериев их оценки. Здесь только представлен условный графический образ двух типов цивилизаций. Конфигурация кривых может быть различной. Рисунок иллюстрирует применение «спектрального» метода сравнения сложных объектов, ранее обсужденный в разделе 2.7. Использование этого метода характеристики цивилизаций может прекратить дискуссии историков на предмет, что такое цивилизация, какие  цивилизации и сколько их было в обозримом прошлом [248]. Затруднения возникают только в количественной формализации элементов культуры. Но, использовав метод экспертных оценок, можно решить и эту проблему.

Современные цивилизации, страны и народы объединяет техносфера. Есть страны, резко отличающиеся по культуре и религии, но очень быстро новые технологии перенимаются всеми. Даже враждующие сообщества, стремящиеся размежеваться, заимствуют вооружение друг друга. Отсталые американские индейцы воевали с колонизаторами их же оружием (ружье). Китайский компас стал достоянием всего мира также как и шумерское колесо. Наука интернациональна и объединяет всех людей. Интеграция религий идет медленнее, искусства быстрее, науки без промедления.

Тот факт, что основным мотивом эволюции жизни является сохранение, размножение и увеличение  разнообразия информации, был приведен в главе 3.4. Генетическая информация в виде ДНК в ходе филогенеза живых существ непрерывно увеличивала свой объем [165]. Развивались механизмы сохранения информации от повреждений, двойная спираль ДНК это дублирование информации для надежности, существует механизм репарации [155]. При размножении появился мотив умножения своей генетической информации. Рыбы выметывают миллионы икринок. Высшие животные конкурируют за самку. В стаях наиболее «достойный» самец содержит свой «гарем» и борется с конкурентами. В древних племенах людей также процветала полигамия, многоженство, гаремы и сейчас еще существуют  в Азии и на Востоке.

В большинстве современных государств мотив максимального размножения своей генетической информации потерял  актуальность. Борьба за лидерство, за власть не преследует цель увеличения количества своих детей. Это связано с тем, что в человечестве появился другой информационный мотив – размножение социальных генов, размножение социальной информации о себе. Стремление к власти дает возможность распространять свои идеи, свое влияние. О ком в социальной памяти сохраняется больше архивных материалов, печатной продукции, легенд, сказаний? В среде ученых ведется борьба за свои идеи. Научные школы непримиримы в восприятии «чужих» идей. Актерская среда также борется за «любовь» зрителей всеми доступными методами.

Как видно, закон возрастания информации получил свое отражение в «главном инстинкте» всего живого, включая и человечество.

Выводы

1.     Развитие человеческого социума осуществляется по тем же законом комбинирования информации, что и биосферы и даже неживой природы. Это наблюдение подтверждает мысль Герцена о единстве законов развития всей природы в целом [64].

2.     Возможно возрождение просвещенного, ноосферного авторитаризма

 

 


Следующий раздел



 



Хостинг от uCoz