5.4.  Генезис социального поведение человека.

Свидетельством биосферной природы человека являются не только морфологические признаки, но и поведенческие функции, т.к. последние также фиксируются в ДНК и передаются потомкам по наследству. Например, дети без обучения могут сосать молоко, цепляться за волосы, в кроватке ловить ногами игрушки, улыбаться, хмуриться, показывать пальцем или глазами на предметы, подбирать с земли, пробовать на вкус и т. д. Инстинкт собственника у детей  также врожденный. Ребенок, лишенный собственности, делается агрессивным, вороватым, завистливым. Воровство (брать чужое) имеет место и у животных (вороны, чайки, сороки, обезьяны). Дети, как и животные, консервативны. Животные не любят менять место водопоя, ходить по разным тропам.  У человека многие действия “законсервированы” в ритуалах, традициях, обрядах, в религии.

Многие люди имеют врожденные страхи (боязнь мышей, змей, пауков  это генетический опыт предков). И люди и звери любят играть (это способ закрепления поведенческих программ). Любовь к родителям. Узнавание полового партнера. Конфликт отцов и детей. Почтение к седине, все это генетические программы поведения. Известно, что у приматов старые самцы с большой седой гривой учат молодняк, по-видимому,  и у людей по этой причине в почете  были густые, седые парики и мантии у академиков [88.]

Агрессивность,  как форму поведения, человек также унаследовал от животных. В борьбе за ресурсы или полового партнера животные никогда не вступают в драку сразу. Вначале демонстрируются угрожающие позы, когти, зубы, шипы. Демонстрируется рытье земли, ломают ветки, смотрят в глаза, рычат, шипят, воют, ревут. Чья психика не выдерживает, те принимают позу подчинения и конфликт в большинстве случаев бывает исчерпан без драки. Побеждает не самый сильный, а самый настырный и агрессивный. Люди также используют боевые раскраски, устрашающие  крики, рога на касках,  высокие   головные   уборы (шлемы).

Не следует думать, что человеческий ребенок рождается как чистый лист бумаги, на котором можно писать все, что угодно (воспитание). “Среда обитания” человека, в том числе и его воспитание, в процессе взросления оказывают влияние на его поведение, но в большой степени поведение человека определяется  генетическими задатками [88].

Иерархическое устройство человеческого социума корнями уходит к стайным приматам. Это очень эффективная организация социума, в котором каждый знает свое место. Это позволяет избежать постоянных конфликтов и борьбы всех со всеми. Известно, что мальчишки тратят много сил на выяснение своей иерархии. Взрослые также всю жизнь иерархичны.

Корни человеческой морали также уходят в биосферу. Собаке можно привить морально-этические правила человека. Она, в свою очередь, сама может передать их щенкам. Не убей своего – запрет у многих видов животных. Чтобы не убить своего, не нападай неожиданно. Не бей того, кто принял позу покорности. Всё это сравнимо с моралью рыцарства и дворянства, а также с пословицами (лежачего не бьют, повинную голову меч не сечет) и библейскими заповедями (не убий, не укради).

Чувство своей крови, стаи, территории, деления на своих и чужих – все это находит отголоски и в поведении людей. У человечества символами власти являются высокий трон, трибуна, военный эскорт, седая грива, высокий головной убор, борода. Все это наследство от приматов (седые, рослые вожаки, занимают высокое положение на местности).

У человека самое долгое детство из всех живых существ на земле для того, чтобы блокировать некоторые животные программы и привить нормы человеческой морали. Однако “сила” биогенов настолько велика, что в экстремальных ситуациях человеческое теряется и просыпается зверь.

Как видно, по физиологическим, генетическим и поведенческим признакам человека его корни глубоко уходят в биосферу. Итак, у человека нет таких специфических признаков, которые нельзя не заметить у животных. Превращение животного в человека шло по пути усиления одних признаков и угнетения других. Угнетенные признаки проявляются как рудименты: рождение с хвостом, шерстью. Даже каннибализм неожиданно появился у человека разумного, хотя человек прямоходящий и приматы такого безобразия не имели. Считают [88], что этот рудимент исходит от насекомых и рыб, часто поедающих друг друга.

Таким образом, точно так же, как неживое плавно перешло в живое, социальные и биологические признаки животных плавно переросли в признаки человека. Перерастание состояло в резком усилении и качественном изменении сознания и атрофии многих других функций. Тем не менее,  всё животное в генах человека продолжает сохраняться. Именно этот факт вызывает скепсис по поводу возможности воспитания  экофильного и ноосферного человека   известными сейчас технологиями. Существо будущей ноосферы должно освободиться от «родимых пятен» бисферы, но как этого достичь?

Краткий обзор признаков человека показал, что отдельные признаки слабо отличают человека от животных. Выход можно найти в сравнении спектров.

Итак, человек и его разум это результат самоорганизации материи. Информация, составляющая фундамент мира, генетически связана с разумом. Поэтому земной ноосферогенез начался практически с возникновением планеты. А Вселенский ноосферогенез – с возникновением информации. Это означает, что мы можем использовать знание законов эволюции для прогноза будущего человечества.

Наиболее яркими отличительными признаками человека являются:

1.Разум высокого уровня.

2. Труд как средство выживания через преобразование окружающей среды

3. Речь - наиболее развитая сигнальная система.

4. Компенсация собственных недостатков техническими средствами.

5. Развитие информационных технологий не биологической природы.

 

Рассмотрим эти признаки подробнее.

 


Следующий раздел



Хостинг от uCoz