2.9. Информация и время

Время всегда тесно ассоциировано с движением, с протеканием процессов [63]. Наиболее интересные из древних представлений времени можно найти у Платона и Аристотеля. По Платону время сотворено демиургом вместе с космосом, является в движении небесных тел и подчиняется закону числа («Тимей»). По Аристотелю время  также отождествляется с движением, но не есть движение. Время есть число движения («Физика» т. lV). В отличие от Платона Аристотель считает время вечным. Плотин также считает время абсолютным, не зависящим от наблюдателя и отделяет вопрос о природе времени от проблемы его измерения («Эннеады»).

Августин (354-430) считал, что до сотворения мира не было никакого времени. Само время можно рассматривать как начало всего текущего. Также как Плотин, Августин отвергает возможность отождествления времени с движением физического мира («Творения»). Он ищет меру времени и способ её измерения в индивидуальной душе (субъект, наблюдатель). 

Классическая механика   декларирует абсолютность времени и его божественную заданность [69]. По Ньютону время было всегда, ход времени равномерен в прошлом, настоящем и будущем  в любых частях Вселенной и повлиять на него нельзя. Время Ньютона  абсолютно и универсально.

 С появлением теории относительности (Эйнштейн) время стало неабсолютным (относительным), но оставалось универсальным, измеряемым посредством движения света [133]. В отличие от Ньютона, Эйнштейн измеряет время «световыми часами». Поэтому теорию Эйнштейна (СТО) иногда называют светодинамикой, которая являет собой геометрический подход к проблеме времени.

В первой половине двадцатого века в работах В.И. Вернадского [48] появились мысли о времени, как процессе течения  биологических процессов. Время есть проявление созидательного творческого мирового процесса. «Бренность жизни нами переживается как время…». Подход Вернадского отторгает мистическое отношение ко времени и подводит к мысли об инициировании времени реальными процессами.

С позиций классической термодинамики (Л. Больцман) направленность хода времени (стрела времени) объяснялась процессами возрастания энтропии. Все изолированные системы (а вселенную почему-то также считали изолированным объектом) развиваются в направлении роста энтропии,  роста беспорядка [230]. Пригожин И., согласуясь с Больцманом, развивает концепцию внутреннего времени,  развивающихся необратимых процессов, в которых система скатывается к хаосу (рост энтропии). Как известно,  энтропия как функция состояния была выведена для самых примитивных, идеализированных систем (идеальный газ), но её некорректно применяют для биологических, кибернетических и синергетических систем.  Об этом неоднократно писалось на страницах журнала «Вопросы философии»[305, 306] и очень подробно анализируется в нашей работе в разделах 2.10 – 2.13. Но консервативное мышление продолжает по инерции жить в рамках этого суеверия науки.

Синергетическая концепция времени базируется на процессах прямо противоположных энтропии. Вся Вселенная вопреки энтропийной теории «тепловой смерти» демонстрирует процессы сегрегации вещества, появления постоянно усложняющихся в процессах самоорганизации систем. Именно этот факт породил синергетический взгляд на время как последовательность появления новых элементов в пределах конкретной системы. В рамках синергетической парадигмы время перестает быть над-характеристикой, а являет собой внутреннюю характеристику системы. Время становится политемпоральным явлением. Каждая система имеет свое внутреннее время, характеризующее процессы структуризации (экстатическое время) [140]. Развивая синергетическую концепцию времени, Левич А.П. предлагает ввести понятие субституционного времени, квант которого определяется заменой какого-либо элемента системы [148]. Например, процесс синтеза новых клеток в организме характеризует ход внутреннего времени. Появление новой клетки - это «шаг» (секунда) внутренних часов. Биосферное время отсчитывается появлением новых видов живых организмов и т.д. Возникает иерархия времени систем различной соподчиненности.

Политемпоральность затрудняет восприятие пространства-времени Эйнштейна, ставит под сомнение четырехмерность Мира. Согласно теории относительности Мир измеряется тремя пространственными  координатами и одной координатой времени. Если время политемпорально, то сколько нужно временных осей, чтобы адекватно описать наш Мир? Придется разбивать пространство Эйнштейна на зоны, где действует своя метрика времени. В СТО различия хода времени в разных движущихся системах объясняются субъективным «видением» (иллюзией) внешнего наблюдателя. Если системы отчета неподвижны относительно друг друга, то согласно СТО ход времени в них одинаков, но синергетическая концепция утверждает, что скорость процессов в них может быть разной (если структура систем развиваются по разному). СТО не рассматривает движение материи в форме фазовых и структурных изменений, а рассматривает только перемещение в пространстве. В этом просматривается ограниченность модели пространства-времени в СТО.

 Итак, в современных представлениях время перестало быть абсолютным, равномерным, непрерывным. Появилось множество новых определений, терминов, т.е. опять неоправданное умножение сущностей (Оккама). Такое состояние в науке сигнализирует о необходимости найти общий «корень» явления, чтобы сократить сущности. Ниже предлагается модель, позволяющая резко сократить количество сущностей и свести фундамент Мира к дискретной материи с её атрибутами: энергией (разнообразное движение) и информацией (разнообразные неоднородности). Время становится следствием субъективных переживаний наблюдателя и способом отражения процессов развития информации. Приведенная  ниже модель ограничена своими рамками, т.к.  не объясняет происхождения материи и причин её развития.

Итак, мы определили информацию как разнообразные неоднородности материально-дискретного пространства. Эволюция - это процесс структурообразования пространства, последовательная  цепь событий т.е. эволюция  атрибутивной информации. Цепи событий - это одно после другого, по принципу небыло-стало,  т.е. алгоритм развития. Алгоритм не нуждается во временной шкале. Чтобы построить дом, необходимо в определенной последовательности монтировать строительные блоки. Этот процесс можно осуществить за месяц или за год, но дом будет построен в ходе одинаковой последовательности событий. Наблюдатель уже построенного дома не сможет оценить темп строительства, если не присутствовал при нем и не сверял (сравнивал) процессы строительства с каким-либо эталонным процессом (часами). Строительство это процесс появления новой атрибутивной информации, а время это субъективная оценка наблюдателя (оперативная информация). Вспомним Августина, который время относил к душевным переживаниям субъекта. И Аристотеля, считавшего время лишь числом движения (процесса, цепи событий). Любые часы это процессы  или периодические (маятники, колебания) или необратимые («река времени»). Абсолютно равномерных процессов (часов) в природе нет. Движение Земли вокруг Солнца (год), принятое как эталонный процесс, происходит с замедлением (древние этого не знали). Все стационарные часы кажутся таковыми из-за того, что процессы, связанные с деятельностью наблюдателей, завершаются до того, как произойдут заметные изменения в часах.

В качестве информационных часов можно использовать любые процессы, где происходят цепные информационные процессы, рождается другая (отличная от предшествующей) информация. Появление новой неоднородности (новой информации), является единицей, квантом времени (условной секундой). Ход «информационного времени» может быть неравномерным с точки зрения наблюдателя, ориентирующегося на некоторые «равномерные», по его мнению, часы. Структурные изменения пространства могут развиваться в сторону усложнения  (например, рост кристалла) или упрощаться (растворение кристалла), но с позиций информационного времени это не имеет значения. Важно, чтобы наблюдатель мог фиксировать появление другой (не обязательно новой) информации. Абсолютное время, это информационные процессы протекающие относительно стабильно и поэтому условно принимаемые за «вечные», неизменные. Энтропийное время, экстатическое время и субституционное время это лишь частные случаи информационного времени. Информационное время не может идти вспять, т.к. даже процессы деградации сопровождаются появлением «другой» информации, различимой и отличной от предшествующей. Например, в песочных часах время можно отсчитывать как по растущей кучке песка, так и по убывающей.        

Если время есть результат субъективных переживаний наблюдаемых процессов, то как  можно откалибровать по времени уже закончившиеся процессы (прошлые процессы). Здесь на помощь наблюдателю приходит память («законсервированная» информация), Например, генетическая память, память в структурах мозга, геологическая «летопись» (отложения осадков, горные породы). Настоящее не может быть осмыслено без сопоставления с памятью о прошлых событиях. Одно слово в тексте не имеет смысла в отрыве от прочитанного ранее. Последовательность отложений пластов горных пород - это память о прошлых событиях, но еще не прокалиброванная сознанием по времени. Обнаружение  монотонных процессов распада атомов радиоактивных элементов в настоящее время позволило предположить, что эти процессы могут послужить часами для калибровки и прошлых процессов.

Таким образом, момент «сейчас» это не просто точка, а точка добавленная к прошедшему отрезку линии времени. Будущее также имеет информационную основу, как экстраполяция прошлого. Согласно Августину, напряжение души осуществляет акт перевода прошлого в будущее, а память это способность души удерживать в себе то, что течет и исчезает. Таким образом, мы измеряем временем не то, что происходит, а впечатление от него в нашей душе [161]. Воспринимая сказанное, нам остается толь восхищаться  мудростью древних философов.

Итак, нам удалось с помощью понятия атрибутивная информация упразднить понятие время, переведя его в ранг вторичных, субъективных приемов нашего сознания оценивать цепи настоящих и прошедших событий. Мир остался четырехмерным, но к трем пространственным измерениям добавилась координатная ось атрибутивной информации, характеризующая  последовательные процессы изменчивости, эволюции. Ось времени стала «тенью» оси информации, помогающей классифицировать ряды событий, сравнивая их с произвольно выбранным «эталонным» рядом (часами). Удалось сократить лишние сущности, разновидности проявления времени: энтропийное время, экстатическре время, субституционное время. Стало понятно, почему исследователи «видели» неравномерность и обратимость времени. Показано, что ось информации неравномерна, необратима, и, следовательно, путешествие во времени в прошлое возможно только как сканирование информации хранящейся в памяти.

Итак, парадигма атрибутивной информации как совокупности неоднородностей материального пространства оказалась очень продуктивной в плане сокращения сущностей и поиска «первоначал».

 


Следующий раздел



Хостинг от uCoz