1.3. Поиск первооснов как метод познания.

 Стремление найти причины и начала ноосферогенеза обосновано тем, что на протяжении нескольких тысячелетий ученые стремятся отыскать в Мире нечто универсальное и абсолютное, то из чего все возникает.

 Идея первоначал была выдвинута греческими философами [272]. Двадцать пять столетий назад Фалес Милетский задавал себе вопрос, из чего состоит Мир, и как он образовался. Этот вопрос до конца не решен и в настоящее время. Фалес пришел к выводу, что первопричиной всему является вода, так как она дает жизнь всему. Представление о качественном единстве материи является главной заслугой Фалеса.

Продолжателями школы Фалеса были Анаксимандр и Анаксимен (6 в. до н.э.). Согласно Анаксимандру причиной, основой всего сущего является некий апейрон, неопределённый и беспредельный. Он утверждал, что бесконечность материи вызвана бесконечной совокупностью изменяющихся первичных элементов. Согласно Анаксимену, материей, которая отвечала бы требованиям бесконечности,  является воздух, а по Гераклиту (540-480 г. до н.э.) – огонь.

По Анаксагору материя происходит от смеси бесконечного числа «качеств», видимым образом себя не проявляющих, но постоянно существующих. Эта точка зрения удивительно современна, если под качествами понимать различные структуры и формы  движения.

Другой точки зрения придерживались философы из Элеи. Они говорили, что в пространстве существует единая непознаваемая первоматерия с массой различной величины и формы. Например, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в своей книге «О природе изменения вещей» писал, что в пространстве имеется бесконечное множество масс, которые по причине своего ничтожного размера невидимы. Вследствие их движения в пространстве путём соединения и разделения возникают и разрушаются все предметы (комбинаторика). Аристотель, Эмпедокл (490 – 430), Платон (427 – 347 гг. до н.э.) объясняли  разнообразие тел  сочетанием в них различных элементов – стихий или элементов – свойств: тепла и холода, сухости и влажности. В частности Эмпедокл утверждал, что четыре субстанции являются основой всего, «суть, корни всего» – огонь, воздух, земля и вода.

Греческий мыслитель Левкипп и его великий ученик и последователь Демокрит развивали атомистическую гипотезу. Демокрит в своём атомистическом учении выдвинул идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытиё, но и небытиё существуют. При этом бытиё он представлял в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытиё - как пустоту. Эти его представления приводят к мысли, что восприятие любой структуры осуществляется по неоднородностям пространственно-временного континуума. Абсолютно однородная среда не воспринимаема ни органами чувств, ни приборами. У Демокрита окружающий мир - это частицы и пустота, иными словами  «рябь» на континууме. Изменчивость всех явлений и предметов Демокрит объяснял движением атомов. Сами же атомы рассматривались им как материальная причина существования вещей - неделимая, невидимая зрением, но постигаемая умом. По Демокриту все атомы образованы из одной и той же материи и различаются величиной и формой. Атомы невидимы не только по причине своих малых размеров, но и вследствие того, что внутри  материи они не ощутимы. Из атомов возникают не только вода, воздух, земля, но и все сложные вещества, и все бесконечные миры. Такова теория строения вещества по представлениям древнегреческих философов. Они выдвинули колоссальной важности проблему природы вещей и для её объяснения предложили гипотезы, не опирающиеся на какие-либо эмпирические факты, но, тем не менее, подтвержденные современными исследованиями. Их учение имело огромное значение. Однако потребовалось две тысячи лет для того, чтобы убедиться в научной ценности атомистической гипотезы, которая была лишь гениальной догадкой.

 Из всего сказанного видно, что в древности утверждались различные точки зрения на Мир и его происхождение. И с тех пор идёт постоянная борьба между «линией Платона» и «линией Демокрита», идеализмом и материализмом, решается вопрос о соотношении и характере взаимодействия идеализма и материализма. Материализм принимает материю как нечто первичное, источник всех явлений, в том числе и сознания. Идеализм выводит всё, в том числе и материю, из первичного «духа». При этом неясно, можно ли дух отождествлять с сознанием? Существует компромиссное учение – дуализм, утверждающее равноправие материи и сознания. Например, по Декарту в основе бытия лежат две равноправные субстанции: дух и материя, а это означает, что любой объект обладает и духовной и материальной основой. В этом учении также много неясного. Как выглядит эволюция духа, как выглядит «первичный» дух? [272]. В настоящей работе мы попытаемся вернуться к этой идее с современных позиций.

Если мы признаем факты надэмпирического озарения материалистов, то не следует огульно отрицать такие же озарения идеалистов. Познание не всегда идет от опыта. Например, современная наука о микромире, о глубинах вещества развивается от теоретических догадок физиков с последующей их проверкой опытом. Наверняка есть предел возможностей эксперимента силами ноосферы при исследовании сверхтонкой структуры вакуума. Для этого требуется достигать энергетических уровней на много порядков выше, чем это возможно в настоящее время. Мы никогда не сможем смоделировать Большой взрыв, приведший к возникновению Вселенной.

Поиски первооснов продолжаются и в настоящее время. Наукой  установлено, что определенное вещество во Вселенной действительно состоит из атомов. Однако идея атома, как основного элемента мироздания, претерпела в начале 20 века радикальное изменение. Атом перестал быть неделимым. Он стал сложным образованием, способным к разрушениям и превращениям. Проблема строения атома была рассмотрена в 1911 г. английским физиком Резерфордом. Основные черты предложенной им модели атома сохранились и до настоящего времени. Он экспериментально доказал, что внутри атома в ядре сосредоточен положительный заряд, а вокруг ядра вращаются электроны. Далее, в 1932 г. английский физик Чедвик открыл, что в ядрах всех элементов (кроме водорода) находиться ещё одна частица-нейтрон, получившая своё название вследствие отсутствия у неё заряда. В то время казалось, что протон, нейтрон и электрон действительно являются первичными материальными «кирпичиками» мироздания, поисками которых учёные занимались со времён Демокрита. Однако благодаря достижениям науки, этот вопрос всё более усложнялся. К настоящему времени открыто несколько сот элементарных частиц [139]. Учёные пытаются систематизировать их в четыре отдельных класса (лептоны, мезоны, барионы, фотоны) подобно таблице Д.И. Менделеева. В 1964 г. Гел-Манн и независимо от него Цвейг выдвинули гипотезу, согласно которой все элементарные частицы построены из трёх частиц, названных кварками. Всего известно шесть типов кварков. Каждый кварк может существовать в трёх модификациях условно называемых жёлтой, синей и красной. Идея кварков оказалась плодотворной. Она позволила не только систематизировать уже известные элементарные частицы, но и предсказать целый ряд новых, а также объяснить многие их свойства.

Понятие элементарного электрона также эволюционирует. Этой частице приписывается двойственная природа, характерная для частицы и электромагнитной волны. Электрон - это не простая частица с зарядом, собранным в одной точке, а сложный объект.  Проникновение в тайну строения электрона продолжается.

Поиск первопричины и первоосновы явлений природы учёные проводят во всех относительно самостоятельных фундаментальных разделах естествознания. Физики, например, пытаются создать единое теоретическое описание всех физических процессов, то есть другими словами сформулировать унифицированную научную картину Мира от микроуровня до макроуровня. В этой картине определяющую роль должны будут играть безразмерные мировые константы  фундаментальных взаимодействий в природе, которые, пока что в различных системах отсчета имеют не только различные размерности, но и даже различные численные значения. Кроме того, фундаментальные константы пока не выводятся из физических теорий, а определяются экспериментально. Не исключено что константы - это просто медленно изменяющиеся параметры, дрейф которых нельзя заметить за время существования наблюдателя. Понятия планковское время (10-43сек.) и планковское пространство (10-33см.) стали использоваться физиками после того, как М. Планк в 1900 г. при объяснении спектра абсолютно черного тела выдвинул идею, по которой обмен между излучением и веществом происходит не непрерывным образом, а дискретными порциями, квантами. Идея квантов оказалась очень плодотворной в поисках первооснов. Она позволила рассмотреть квантовую природу электромагнитного поля,  за исключением гравитации. Попытка единого описания всех физических величин предпринята в теории единого физического поля (ЕФП). Но до настоящего времени полной теории нет.

Волну искривления пространства в теории супергравитации связывают с моделью суперструн. В этой модели в качестве элементарной основы мира берутся не элементарные частицы, а элементарные процессы-колебания бесконечно длинных струн с исчезающе малыми поперечными размерами. При этом могут возникать резонансы колебаний разных струн и вихри в пространстве, которые теоретики физики связывают с циклическими процессами во Вселенной.

В связи с теорией ЕФП рассматривается возможность существования кванта единого пространства-времени, который называется st-квантом (space-time квантом). St=10-148 м3сек-1. Если st-квант действительно существует, то это приводит к интересным выводам: в «объёме» st-кванта нарушены причинно-следственные связи. События, происходящие в st-кванте, могут быть растянуты во времени, но сжаты в пространстве и наоборот. На уровне st-кванта пространство-время непрерывно творит само себя с изменяющимися в каждом акте топологией, физическими свойствами и законами из-за неопределённости пространства-времени. До сих пор не ясно, являются ли кванты пространства  истинными атомами (неделимыми) и откуда они взялись? Существовал ли дух их породивший? Спонтанные флюктуации пространства-времени могут привести к нарушениям закона сохранения энергии. Предполагается, что в эти особые моменты, вероятно, и произошёл Большой Взрыв, породивший Вселенную. Демьянов В.В. считает, что за пределами элементарного кванта вещества нет пространства. Само пространство и время возникают вследствие эволюции элементарных квантов [82].И, наконец, не  исключается возможность существования непрерывного множества виртуальных Вселенных.

Возвращаясь к поиску первоосновы и первопричины, следует отметить, что вопрос о первосути в живой материи также очень интересовал древних учёных. Так, древнегреческий мыслитель Анаксимандр (6 в. до н.э.) говорил, что человек произошёл от других животных, а его предки жили в воде и были покрыты чешуёй. Несколько позже Аристотель (4 в. до н.э.) отмечал, что случайно появившиеся у животных полезные признаки сохраняются природой, так как делают этих животных более жизнеспособными, а их собратья, не имеющие этих признаков, погибают (Дарвин значительно позже пришел к аналогичным выводам). Аристотель составил  «лестницу существ», расположив организмы в порядке возрастания их сложности. Начиналась она камнями и заканчивалась человеком. Из этих представлений следует, что и в глубокой древности прогрессивная человеческая мысль улавливала единую первооснову неживой и живой материи, общность всего сущего.

То же самое можно сказать и об идее ноосферогенеза. Мы не знаем, как относились к охране природы, например, неандертальцы, но уже в ведическом учении идеалом поведения считался аскетизм, свободный от всех желаний и благ. Схожие моральные принципы занимают значительное место в джайнизме (не нанесение вреда живым существам). Таким образом, в древнеиндийской литературе отчетливо прослеживается установка на экологически адаптивное поведение человека [249].

Схожие идеи высказывали древнекитайские философы. В философии даосизма утверждается положение о круговороте веществ в природе, а человек, как часть природы, находится в этом круговороте [79]. Такие же идеи прослеживаются в философии буддизма [111].

У европейцев экофильность стала прослеживаться с 16 века. Например, систематик К.Линней рассматривал человека как слугу природы [132]. Бюффон призывал к рациональному управлению природой и выражал озабоченность дальнейшей судьбой человечества [5]. Заметный вклад в создание предпосылок ноосферной концепции внес Ч. Лайель. Он предполагал, что человек может оказаться последним звеном в эволюции живого, т.к. своим возникновением нарушил единообразие природы [132]. Ш. Монтескье пытался доказать и установить общие законы природы и человеческого общества [181].

Большое влияние на В.И. Вернадского оказали идеи русского «космиста» Н.Ф. Федорова, который считал губительным противопоставление  человека природе [270]. Недопустимость насилия над природой проповедовал также П.А. Флоренский.

Прибегая к художественному образу, поиск первооснов можно представить восхождением на вершину горы (знаний). Чем выше поднимемся, тем обширнее становятся представления об окружающем мире. Деталей становится меньше, но зато расширяется горизонт видения.

 

Следующий раздел



Хостинг от uCoz