1.1 Понятия ноосфера и ноосферогенез.

Настоящее исследование посвящено исследованию ноосферогенеза (рождению и эволюции разума). Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в середине двадцатых годов двадцатого века французским естествоиспытателем Э. Леруа (ученик Вернадского В.И.) [143].  Наиболее полно свое понимание ноосферы Леруа раскрыл в работе: «Происхождение человека и эволюция разума» [49]. Ноосфера по Леруа - это закономерный этап в развитии Мира. На этом этапе  духовное творчество человека становится доминирующим в дальнейшей эволюции планеты Земля.

     Другой французский естествоиспытатель П. Тейяр де Шарден использовал термин ноосфера в несколько ином варианте. Он считал, что ноосфера - это лишь этап в стремлении эволюции к теосфере (точка омега). При этом он считал, что точка омега (вершина разума) будет достигнута как бы сама собой в виду  заданности процесса эволюции [246].

    Следующим шагом в развитии концепции ноосферы явилось учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. В книге «Научная мысль как планетарное явление» [45] В.И. Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием научной мысли человека. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности ноосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени, в других  в настоящем, а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного.  Несмотря на отсутствие у В.И. Вернадского четкого и развернутого определения понятия ноосфера, из его работ можно выделить наиболее важные условия её становления. В книгах  Вернадского можно найти ряд конкретных указаний, что должно произойти на Земле, чтобы ноосфера состоялась [26]. Вернадский перечисляет признаки ноосферы, которые с нашими комментариями (в скобках) приводятся ниже.

1.                 Заселение человеком всей планеты. ( Тогда не останется территорий для биосферы).

2.                 Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. (Реализовалось).

3.                 Усиление политических связей между всеми государствами Земли. (Почти реализовалось).

4.                 Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами в биосфере.  (Еще не достигнуто).

5.                 Расширение границ биосферы и выход человека в космос. (Биосфера останется на земле, а часть её, в том числе и человек, уйдет в космос. Но нет смысла сохранять на Земле биосферу без человека, следовательно, только часть человечества выйдет в космос, а другая часть останется на Земле. Какая часть должна уйти?).

6.                 Освоение новых, мощных источников энергии. ( Если на Земле в тепло будет превращаться большая часть солнечной энергии, то это приведет к тепловой смерти биосферы [247]).

7.                 Равенство людей всех рас и религий. ( Равенство в потреблении, в правах или в возможности покинуть Землю и уйти в космос? Абсолютного равенства не может быть, т.к. не бывает равных возможностей).

8.                 Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. (Важнее, чтобы решения принимались компетентными учеными,  руководителями).

9.                 Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений. ( Безусловно).

10.              Подъем благосостояния трудящихся. (До какого предела при резком росте численности населения Земли?)

11.              Разумное преобразование первичной природы Земли для удовлетворения материальных, эстетических и духовных потребностей численно растущего человечества. (Если численность будет расти постоянно, то это преобразование обернётся крахом  биосферы)

12.              Исключение войн из жизни общества. ( Пункт вызывает сомнения).

Как видно, по Вернадскому будущее планеты - в руках человека благородного, мирного.

Очевидно, что с позиций современности многие пункты являются сомнительными и скорее декларативными. В конце двадцатого века взгляды на развитие человечества значительно изменились. Поэтому в настоящее время имеется множество публикаций, диссертаций, анализирующих труды Вернадского и пытающихся разобраться  в будущем ноосферы и в роли человечества в формировании ноосферы [26, 264,299,310,205,179,180]. Рассмотрим некоторые из них.

В определении А.Д. Урсула ноосфера это такая социоприродная система, в которой будут обеспечены приоритеты нравственного разума, интеллектуально-информационных ценностей, экогуманизма; реализованы гармония человечества, общества и природы, их безопасное и неопределенно долгое совместное развитие (коэволюция) [260]. В отличие от Вернадского [49] современная стратегия ноосферогенеза настаивает на максимально возможном сохранении биосферы, но при развитии ноосферы. Сохранение биосферы возможно и в отсутствие человечества, но стратегию развивают люди, поэтому человеческие интересы учитываются как первостепенные. Если бы стратегию развития планировала биосфера, то роль человечества в ней была бы минимальной. Современная стратегия развития ноосферы предполагает не бесконечную экспансию человечества, а локальное перерастание социосферы в ноосферу. Производство должно быть циклически замкнутым. Отходы одного производства должны быть сырьем для другого и биосферы [261]. Химическое сырье в виде угля, нефти, газа должно быть заменено энергией Солнца. Предполагается, что человечество должно обособляться от биосферы, занимать пространство, где нет биосферы. При этом взгляд мыслителей устремлен в космос (гипноз Циолковского). Однако уход в глубь Земной коры - это тоже бегство от биосферы, но всего на несколько сотен метров. При этом комфортность условий жизнедеятельности будет не хуже, чем в космосе. Те же города. Свет - по световодам от Солнца, вода и тепло- из земных недр. Можно создать замкнутые биологические циклы (искусственные биосферы, как и в космосе). Однако срок всем Земным поселениям отпущен не более 5 млрд. лет, т.к. Солнце, следуя своему жизненному циклу,  к этому времени уничтожит Землю [93], поэтому в далекой перспективе дрейф от Солнца на безопасное расстояние неизбежен (возможно, вместе с Землей и биосферой).

  Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы, человечества, но в центре ноосферных трансформаций должен находиться человек нового типа. Разум людей с помощью информационных технологий должен вырасти в интегральный общечеловеческий интеллект [264].

Рассматривается проблема возможности создания автотрофности человечества, т.е. существование не за счет энергии и вещества биосферы, а посредством прямого использования неорганического вещества геосферы, космических тел и энергии Солнца. [264, 261].

В основе ноосферного процесса должна лежать идея биосфероцентризма, где биосфера рассматривается не как накопитель отходов человечества, а как целостный феномен, понять который можно только на базе слияния всех областей современного знания. Провозглашается принцип глобализма – преодоление различий между странами, единство их целевых установок с учетом национальных особенностей [152].

Можно обобщить характеристики ноосферы в представлениях перечисленных авторов с нашими комментариями (в скобках).

1.                 Продолжение процесса цефализации. Сплошная интеллектуализация общества на базе средств информатики (может ли расти интеллект человека  или он должен усиливаться только  техногенным интеллектом?). Возможность неограниченного накопления и использования  информационного ресурса (неограниченного ничего не бывает). Предвидение будущего и управление им  (предвидение всегда содержит риск неизвестности). Становление ноократии – информационно-конценсусной демократии. (Если говорить об изменении личности человека, то проще трансформировать управляющую элиту, чем всё население Земли).

2.                  Наиболее полное развитие человека (полное развитие это достижимый предел развития, завершение развития, тупик). Совершенная социально-экономическая организация всего человечества. ( Неясно, что есть совершенство, нет конкретной цели). Устранение всех форм насилия. (Утопия, т.к. любое самое демократическое управление есть насилие, ограничение степеней свободы, направление движения в рамках заданного коридора правил). Высочайшая культура и нравственность. ( Нравственность есть даже у криминальных структур. Нравственность это всего лишь договорная, воспитанная форма отношений в социуме). Реализация гуманной депопуляции и повышение уровня жизни каждого человека. (Депопуляция это неизбежность, но за счет какой части населения Земли).

3.                 Устранение угрозы экологических катастроф и кризисов от космических и земных причин. ( Безусловно. Это стремление любого живого существа). Оптимальное регулирование разумных потребностей человека. (Безусловно, но может оказаться не для всех). Сохранение биоразнообразия биоты.  (Биоразнообразие биоты многократно резко изменялось за последние 4 млрд. лет. И это естественный процесс развития биосферы. Эволюцию остановить нельзя, следовательно, сохранить современное состояние биоты невозможно и её следует только удерживать  в рамках устойчивости).

4.                 Включение космонавтики в  средство становления сферы разума. Космическая ориентация вектора производительных сил. (Возможны и другие варианты ухода от биосферной зависимости, например, освоение безжизненных пространств в земной коре). Развертывание механизма социальной автотрофности. (Можно рассматривать только как средство снижения прессинга на биосферу. Переход на полную автотрофность сделает биосферу ненужной для человечества, следовательно,  исключится задача её сохранения). Обеспечение возможности непрерывного  развития человечества, в том числе и в других формах материи. ( В других формах будет уже не человечество, а другие ноосы).

    Многочисленные публикации о будущем человечества подразумевают стратегию устойчивого развития ноосферы. Предполагается, что люди, появившись в определенный период развития биосферы, должны и далее (вечно) развиваться, повышать свое благосостояние, совершенствовать свои человеческие способности. Для этого надо только научиться предсказывать будущее, управлять саморазвитием, защищаться от внешних (космических) и внутренних (земных) катастроф. Все это очень напоминает утопическую идею о светлом будущем (коммунизм). Как при неограниченном росте численности и благосостояния каждого сохранить окружающую среду без изменения. Это явное нарушение закона сохранения вещества и энергии. Н.Н. Моисеев считал концепцию устойчивого развития иллюзией ученых – гуманитариев [175]. Он интерпретировал стратегию устойчивого развития как процесс перехода к стратегии коэволюции человека и биосферы [178].

П.И. Мунин [183] различает понятия устойчивого роста и устойчивого развития. Рост - это количественное изменение. Развитие это качественные изменения иногда даже с уменьшением роста. Во всяком неограниченном росте скрыт кризис.

Данилов-Данильян В.И. формулирует устойчивое развитие как процесс, при котором воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы и не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека [77].

По определению А.Д. Урсула стратегия устойчивого развития заключается в управляемом развитии, не разрушающем биосферу и обеспечивающем непрерывный общественный прогресс. С наших позиций очень важно, что в этом определении делается акцент на роль управления, осуществляемого человеком. Если появляется управление, то существенно ограничивается «свобода» биосферы в выборе путей саморазвития. Эволюция биосферы становится заданной человеком. Способен ли человек управлять невероятно сложной биосферной системой? Опыт показывает, что эффективное авторитарное  управление даже государством (система менее сложная, чем биосфера) не всегда возможно. Если человечество приобретет возможность управлять развитием биосферы, то тогда и централизованное управление государством станет наиболее эффективным способом организации общества.

Н.Н. Моисеев [179] считал, что развитие биосферы должно идти в условиях стохастизма как рыночные отношения и Дарвинская триада: изменчивость, наследственность, естественный отбор является единственным механизмом эволюции даже в человеческом социуме. С этим утверждением также можно не согласиться, ибо стохастическая эволюция - это случайная эволюция и управлять этим случайным процессом весьма затруднительно. Если бы эволюция шла случайным путем, то мы наблюдали бы как процессы усложнения, так и процессы упрощения (на рынке цены могут расти, но могут и понижаться), однако эмпирически прослеживается постоянное усложнение объектов природы. Процесс цефализации биосферы [246] четко указывает на наличие вектора развития.

Очевидно, надо сначала увидеть вектор развития, который указывает на цель движения системы. Затем управляющими воздействиями ограничить коридор, по которому должна двигаться система. Стохастизм допускается только в границах этого коридора. Следование законам развития позволит снизить риск гибели человечества.

Свойства разума заглядывать за горизонт событий, возможность предвидеть будущее многих людей спасало от гибели. Рост интеллекта позволяет точнее предсказывать отдаленные в будущее события. Ситуация очень напоминает движение управляемой лодки по течению реки (времени). Лоцман выбирает стратегию движения в рамках берегов и по направлению течения (по законам природы). Своевременно замеченные перекаты позволяют принять меры к их преодолению. Попытка плыть против бурного течения неизбежно приведет к истощению энергетики. Направление движения изменяется с поворотами реки (бифуркации). Бифуркации предвидеть нельзя, но можно своевременно почувствовать их приближение. В ходе движения в лодке происходят действия по её реконструкции. Могут появиться колеса или крылья, системы раннего оповещения бифуркаций. Такая эволюция лодки позволит выйти из прежнего коридора (на берег, подняться в воздух) и наметить новый коридор движения.

Итак, существует много точек зрения на развитие ноосферы, которые в большинстве случаев опираются на короткий исторический опыт человечества на отрезке 10-20 тыс. лет. На основании короткого исторического периода невозможно увидеть цель движения системы (ноосферы). Отсутствие цели не дает возможности выбрать направление движения и стратегию развития. Незнание истиной цели движения может направить систему в тупик или на ложную тропу. Если ошибка обнаружена сразу, то можно исправить положение. Глубоко зашедший процесс способен привести к гибели системы. В современном обществе цена ошибки политиков может оказаться слишком дорогой. Вот почему следует многократно проверять решения и выводы даже авторитетных ученых. История полна ошибок великих.

 Человеческая история есть продолжение истории биосферы и всей неживой природы (опыт в 20 млрд. лет), и поэтому опыт социосферы в какой –то степени следует общим законам развития (в капле воды отражается Вселенная), но для более точного прогноза желательно использовать весь предшествующий опыт. В настоящем исследовании предпринята попытка осветить ноосферогенез с учетом всего эволюционного периода развития Вселенной  длительностью 15-20 млрд. лет. На основании выявленных  наиболее общих законов эволюции спрогнозировать развитие ноосферы, подвергнуть анализу выводы других авторов.

 

Следующий раздел



Хостинг от uCoz