Copyright© Крайнюченко И.В., Попов В.П. 2005, All rights reserved

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Человечество тысячелетиями накапливало и передавало свой опыт следующим поколениям. Для каждого нового поколения объем ретроспективных знаний лавинообразно нарастал, и усвоение его в полном объёме становится не возможным. Человеческой жизни недостаточно, чтобы охватить все знания. Частичный выход из тупиковой ситуации был найден в специализации образования (освоение только части профессионально необходимых знаний). Поэтому в настоящее время универсально образованных людей очень мало.

Наука постоянно меняется. Академик В. А. Садовничий утверждает: «В фундаментальной науке эпохальные прорывы, её развитие практически всегда связаны со снятием тех или иных устоявшихся убеждений, в том числе и заблуждений. … Наука не терпит раз и навсегда установленных запретов и ограничений».

В конце ХХ веке стало очевидным, что «линейного, устойчивого развития» ждать не приходится. Линейное прогнозирование себя не оправдало. Современный холистический взгляда на мир показал опасность упрощения мира, свойственного классической науке. Постнеклассическая наука со своей новой системой парадигм стала рассматривать мир как нелинейный, неравновесный, многомерный, а процессы как необратимые, хаотичные.

Чтобы не создавать антропогенные кризисы, общество должно согласовывать свои действия с законами развития мира. Нужно прогнозировать будущие кризисы и принимать упреждающие меры, не ждать когда “грянет гром”.

Динамика науки приводит к быстрому устареванию узких профессиональных знаний. Бывшие студенты, не связавшие свою жизнь с наукой, остаётся на всю жизнь хранителями «научных рудиментов», мифов, полученных в образовательном процессе. И не только хранителями, но и ретрансляторами для своих детей. Достаточно напомнить, что модель плоской Земли держалась в сознании людей более двух тысяч лет.

Но новейшие достижения науки не скоро попадают в учебники. Пока идет пересмотр устаревших знаний, образовательные учреждения продолжают традиционное обучение. Инерция может длиться десятки лет, т.к. опубликованные учебники продолжают «работать» очень долго. Написание новых учебников, их издание является процессом медленным и неуспевающим за развитием науки. Их читают больше, чем журнальные инновационные сообщения, доступные только профессионалам.

В отличие от профессиональных знаний концептуальные, холистические знания устаревают медленнее. Поэтому задачей образовательного процесса является не только перенос информации (знаний) от предшествующего поколения к новому, но также обучение технологиям приобретения знаний, развитию творческих способностей, критическому отношению к сложившимся парадигмам, способности прогнозировать.

Указанная проблема преодолима, если лекторы внесут инновации и сомнения прямо в текст лекций, корректируя устаревшие учебники. Сознание учащихся следует готовить к мысли, что все знания являются упрощенными моделями реального мира и наступит время, когда их придётся пересматривать, отказываясь от догм и научных запретов. Для этого должны вестись дискуссии вокруг намеченных противоречий и «крамольных» мыслей. Дискуссионные материалы обязательно должны входить в стандартные программы обучения. Тогда студенты будут требовать от преподавателей комментариев и объяснений, а преподаватели будут вынуждены выходить за рамки общепринятых догм, стимулируя свой научный «рост».

Итак, одной из проблем современного образования является узкая специализация многих прикладных наук. Образование должно строиться на основе интеграции разных дисциплин, создавая ощущение цельного, системно связанного мира. Структура знаний должна строиться по схеме - «концептуально о всем и конкретно о профессии».

Необходим переход к целостному (холистическому) изучению природы и человеческого общества. Такой переход требует преодоления многих мировоззренческих и психологических барьеров, сформировавшихся в результате разрозненного развития отдельных прикладных дисциплин. Возникает важная проблема создания единой научной базы для формирования у студента гармоничного взгляда на развивающийся Мир.

Для полноценного «видения» очень большого объекта необходимо менять точки зрения, т.е. перемещаться в пространстве. Исследователю, ученому, студенту также необходимо перемещаться в пространстве разных знаний, разных точек зрения, синтезируя многомерную картину мира. В связи с этим в естественнонаучном цикле появляются дисциплины и новые учебные специальности, которые пытаются освещать Мир с разных сторон (концепции современного естествознания, теория систем, экология, эпистемология).

Очевидно, что в высшем образовании назрела острая необходимость перевода преподавания на своеобразный метаязык, понятный как гуманитарию, так и слушателю естественно научного цикла. Знанием, связующим все читаемые в высшей школе дисциплины, может служить, например, теория систем и относительно недавно появившаяся новая наука – синергетика. Её основоположник Г. Хакен так охарактеризовал эту науку: «Я назвал новую дисциплину «синергетикой» не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин». Сказанное означает, что современный образовательный процесс целесообразно построить как процесс кооперативного (синергического) взаимодействия многих учебных дисциплин. Перенос методов одной науки в другую создаёт эффект «расширения» сознания, развивает умение «заглядывать за горизонт».

В связи с рассмотренными проблемами настоящий учебник обобщенно и критически рассматривает современное состояние «Общей теории систем», дополняя её достижениями синергетики.

 

Copyright© Крайнюченко И.В., Попов В.П. 2005, All rights reserved

 



Хостинг от uCoz