СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

Copyright© Крайнюченко И.В., Попов В.П. 2005, All rights reserved

 

7. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

Системный анализ проводиться с целью принятия тех или иных решений. Известны разные способы принятия решений.

·      Например, решения бывают интуитивные. В этом случае решение подсказывается подсознанием. Такие решения, как правило, принимаются мгновенно и в этом состоит их эффективность.

·      Решения могут приниматься на уровне здравого смысла. Здравый смысл представляет собой опыт человека и окружающих его людей, полученный в конкретных условиях. Однако известный специалист по управлению П. Друкер заметил, что «приём, который спас вас вчера при решении задачи, может погубить сегодня». Более того, здравый смысл немца, например, может не соответствовать здравому смыслу японца. Здравый смысл хорош в рамках стандартных ситуаций.

·      Когда нельзя допустить ошибку, или ошибка может стоить дорого, прибегают к системному анализу, которой является одним из направлений системного подхода. Системный подход использует знания многих научных дисциплин. Анализ определяется как процедура мысленного расчленения предмета на части в целях его дальнейшего изучения [1].

·      Системный анализ – это методология решения сложной проблемы путем последовательной декомпозиции её на взаимосвязанные частные подпроблемы [2]. Любой объект бесконечно сложный, поэтому задача упрощается выделением только тех элементов и связей, которые обеспечивают достижение цели. Кибернетик Эшби как - то сказал: «Любая наука системна. Системность – это научный способ упрощать».

Системное исследование представляет собой процедуру описания объекта, способа его функционирования и тенденций развития. Системный анализ применяется для решения задач, для которых отсутствуют стандартные решения (здравый смысл), и которые, в принципе, не могут быть формализованы без использования методов системного анализа. Применение идей системного анализа к проблемам повышения эффективности управления организациями получило название «конструирование организаций».

В системном анализе проблемы разделяются на три класса. Для решения проблем первого класса (хорошо структурированных, выраженных количественно) применяют методы математического программирования, теорию игр, метод Монте Карло; теорию очередей и др. Эти методы позволяют количественно оценивать преимущество того или иного решения. Некоторые технические, экономические, организационные проблемы могут быть отнесены к задачам первого класса.

Основной областью применения методов системного анализа является второй класс слабо структурированных проблем (отсутствует достаточная количественная формализация), которые нельзя решить только с помощью математических методов и приходится использовать интуицию и опыт руководителей.

Для решения проблем третьего класса (неструктурированных) обычно применяются эвристические (интуитивно-логические) методы решения, с помощью которых неструктурированная проблема переводиться в класс слабо структурированных. После чего можно использовать методы системного анализа, который позволяет либо найти правильное решение, либо выявить причины появления проблемы.

Системный подход эффективен и при конструировании искусственных систем (технических и биологических). В таких случаях функция определяется целью системы, а структура системы синтезируется для выполнения заданных функций. Это положение выступает как принцип системного подхода, когда функции и структура определяются целью системы.

Полезность системного анализа обусловлена глубоким проникновением в суть проблемы, выявлением взаимосвязей, способствующих обнаружению нестандартных решений, в большей четкости формулирования целей, в большей эффективности распределения ресурсов.

Ограниченность системного анализа обусловлена неизбежной неполнотой анализа (принцип непознаваемости), приближённой оценкой эффективности, отсутствием способов точного прогнозирования перспективы [3].

Процедура системного анализа не может быть полностью формализована, но можно рекомендовать некоторые правила многократно проверенные на практике.

·      Любой объект следует описывать максимально возможной совокупностью моделей. Поучительный пример приведен в древней индийской притче. Трое слепых решили узнать, что такое слон. Первый ощупал хвост, другой - ногу, третий – бок слона. «Слон как верёвка» - сказал первый. «Нет, слон, как столб» -  возразил второй. Третий сравнил слона с горой. Кто из них прав? Притча учит изучать разные стороны явления, чтобы затем создать его обобщённый образ.

·      Нельзя объект рассматривать только в статике; необходимо рассматривать также эволюционную динамику.

·      При проведении исследования необходимо широко использовать метод дедукции (переход от общего к частному).

Системный подход подразделяется на системно – структурный, системно – функциональный и структурно – функционально – целевой подходы.

Системно-структурный метод ориентирован на изучение строения и состава системы. При определении структуры системы выявляются элементы, устанавливаются свойства этих элементов и законы их связей.

Все объекты имеют иерархическое строение (см. главу 1), поэтому установление иерархии следует рассматривать как один из принципов системно – структурного метода. В соответствии с принципом иерархичности любое целостное образование, с одной стороны, выступает в качестве системы относительно её элементов, с другой стороны, в качестве подсистемы относительно более высокого уровня иерархии. Петрушенко Л. А. писал: «Системные исследования, во многом напоминают сизифов труд. То, что принимается за систему («эту систему»), при более тщательном её изучении всегда оказывается лишь подсистемой другой системы» [4].

В простейшем случае, система имеет два уровня иерархии: уровень элементов и уровень системы. В более сложном случае система может иметь ещё уровень подсистем и уровень надсистемы.

Системно-структурный метод включает в себя три этапа. На первом этапе определяют систему и надсистему (окружающую среду), затем определяют состав системы, включающий полный перечень её элементов. На третьем этапе устанавливаются свойства элементов и их отношения.

Если исследователя интересует не только статистика, но и динамика системы, то системно-структурный подход становится не эффективным. В этом случае рационально использовать системно-функциональный подход, позволяющий понять цели системы посредством познания законов её функционирования.

Наиболее полно (как в статике, так и в динамике) характеризует систему структурно - функционально- целевой подход, сущность которого заключается в том, что при анализе неизвестной системы по структуре определяются её функции, а по функциям предполагается цель.

При синтезе (построении) действуют в обратном порядке. Исходя из цели, определяются функции системы, а по функциям синтезируется структура. На рис. 7.1 представлена схема осуществления структурно – функционально – целевого подхода.

 

Структура

 

Функции

 

Цель

 
 


                                                                            (СИНТЕЗ)

 

Цель

 

Структура

 

Функции

 
 


                                                                               (АНАЛИЗ)

 

 

             Рис. 7.1. Схема СФЦ подхода

 

Системный анализ состоит из следующих этапов: постановка задачи, исследование проблемы, предварительное суждение (согласование), подтверждение (экспериментальная проверка), окончательное суждение, реализация принятого суждения.

Исследование систем часто проводится по алгоритму Черняка Ю. А [5]. Другие варианты мало отличаются от последовательности действий, предложенных Черняком Ю. А. Камионский С. А. предлагает перечень процедур системного анализа, который может быть эффективен к исследованию сложных систем [6]. Рассмотрим подробно некоторые этапы анализа систем.

 

7.1. Анализ проблемы

 

Системные исследования начинаются с определения актуальности проблемы. Проблема – это ситуация требующая разрешения. Обычно проблема появляется при отклонении фактического состояния дел от прогнозируемого состояния (заданной цели). Зачастую проблемы могут оказаться надуманными, поэтому разворачивать дорогие системные исследования следует обоснованно. Анализируя проблему, следует обращать внимание на следующие моменты:

·      обнаружение проблемы;

·      точное формулирование проблемы;

·      анализ структуры проблемы;

·      анализ развития проблемы (в прошлом и будущем);

·      нахождение проблем, связанных с исследуемой проблемой, без учёта которых она не может быть решена;

·      выявление возможности разрешимости проблемы.

После подтверждения актуальности проблемы формулируется цель исследования. При этом задаётся вопрос, что мы хотим получить в результате исследования. Например, следует повысить эффективность функционирования предприятия, увеличить прибыль на 10%, и т. п. Все дальнейшие действия будут определяться поставленной целью. Покажем это.

Очевидно, что в зависимости от цели один и тот же объект может быть описан различными способами. Например, эколог будет описывать дерево, как элемент биоценоза, а плотник будет рассматривать его с точки зрения возможности распилить на доски.

Если вы исследуете группу людей с целью отбора участников лыжного кросса или для участия в праздничном шоу, то параметры их описания будут сильно отличаться. Для спортивных состязаний важны характеристики силы и выносливости, а для праздника –  способности петь, плясать и пр. Одни и те же люди в разных списках будут совершенно не похожи сами на себя.

 

 

 

 

7. 2. Определение системы

 

Следующий шаг системного исследования состоит в описании объекта «человеческим» языком. В некоторых случаях определение объекта исследования может составлять наибольшую трудность для эксперта так же, как отграничение системы от внешней среды.

Определение системы следует проводить поэтапно:

·      определение позиции эксперта (формулировка цели исследования);

·      определение объекта исследования и определение внешней среды;

·      выделение и определение элементов.

Сначала необходимо отграничить объект от окружающей среды. Это важно при изучении социальных, экономических, и политических систем. Учитывая, что в Мире нет четких границ, граница проводиться в соответствии с принципами, изложенными в главе 1.

В системном анализе рекомендуется описание объекта начинать с надсистемы, т.к. очень часто проблемы изучаемого объекта исходят из окружающей среды («скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»). Рекомендуется следующий порядок описания.

Сначала описывают надсистему, частью которой является изучаемый объект. Например, описание слонов следует начинать с описания африканской саванны – места их обитания. Описание надсистемы рекомендуется осуществлять в следующем порядке.

1. Определить все надсистемы, в которые входит исследуемая система. Факт, что каждая система принадлежит бесконечному числу надсистем, каждый человек принадлежит государству, организации, семье и пр. Следовательно, необходимо ограничится лишь кругом наиболее значимых для решения проблемы надсистем. Например, благополучие популяции слонов зависит от браконьеров, от государства, от климатических условий, от состояния биоценоза и пр.

2. Определить основные черты и направления развития выбранных надсистем, которым принадлежит данная система, в частности, сформулировать их цели и противоречия между ними. Например, государство заинтересовано в повышении численности слонов, но слишком большое количество слонов может нанести вред биоценозу. Браконьеры истребляют слонов, препятствуя сохранению популяции.

3.              Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме, рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы. При этом следует рассмотреть два аспекта:

·      идеальную роль системы в составе надсистемы;

·      реальную роль системы в составе надсистемы.

Например, популяция слонов в Африке, привлекает туристов, уравновешивает биоценоз, в чем заинтересовано государство и туристические фирмы. В увеличении популяции заинтересованы и браконьеры, но никаких усилий в этом направлении не предпринимают.

В следующем действии описывают свойства, функции и границы изучаемого объекта. Обращают внимание на связи популяции слонов со средой обитания, с другими животными и людьми, границу распространения и т. п.

Следующим шагом является непосредственный анализ изучаемого объекта. Выясняют иерархическое устройство стада слонов, выделяют подсистемы (семьи) и элементы (слоны).

Анализ ведется в иерархической последовательности, сверху вниз, определяются уровни иерархии. Последовательно производится описание всех частей системы. Раскрываются их функции, свойства, способ существования, предполагаемые цели. Выделяются вожаки, самки, детёныши.

Затем переходят к исследованию внутренних связей в системе. Фиксируются по возможности все связи, исследуется их назначение.

Целостность мира подразумевает, что в природе все объекты (элементы) связаны друг с другом. И все виды взаимодействий осуществляются ВЭИ потоками. Например, в стае слонов наблюдается взаимосвязь, взаимопомощь, взаимоподчинение.

Если проводится системный анализ неизвестного ранее объекта, то задача усложняется. Приходится строить гипотезы о системных целях объекта и его элементов, используя известные аналоги. Например, при реконструкции внешнего вида ископаемых динозавров используют анатомические особенности ныне живущих рептилий (крокодилов, варанов и др.).

3. Построение структуры объекта. Процедура описания завершается построением структуры (модели) системы. Из имеющихся элементов и связей конструируют структуру, т.е. элементы и связи располагают таким образом, чтобы обеспечивалось качественное функционирование объекта. Строится графическое изображение структуры, составляется спецификация (список элементов и их характеристик), спецификация процессов, функций, операционной деятельности.

В модель социальных систем желательно включить подсистему управления, выбрать принципы управления, алгоритмы оптимального управления, ресурсы и ограничения.

Например, организационная структура предприятия представляет собой совокупность отношений субординации и координации, т.е. подчиненности и согласованности. Кроме того, предприятие имеет информационную структуру, отражающуюся в определённых потоках информации. Существуют также потоки материалов, сырья, деталей, готовых изделий. Особую роль играет экономическая структура предприятия, представляющая собой совокупность отношений собственности. Большую роль играют человеческие отношения – симпатии и антипатии между работниками, нормы поведения, отношение к делу, составляющие морально-психологическую структуру. При построении структуры упор делается на те подсистемы, которые необходимы для достижения цели системного исследования.

 

7.3. Оценка эффективности функционирования системы (диагностика)

 

О работе предприятия, его эффективности, можно судить только с позиций цели его деятельности. Цель – это желаемое состояние системы (организации) и направление активности. Только эффективное предприятие (система) способно достичь поставленной цели.

Оценки эффективности функционирования системы представляет собой довольно сложную процедуру. Если цель задана до начала системных исследований, то осуществляется поиск дефектов в структуре, мешающих достижению цели. Дефекты могут быть в элементах и связях. Элементов может быть недостаток или избыток. Они могут не выполнять заданные функции или выполнять их плохо.

Качество (дефектность) элементов и связей можно оценить только в сравнении с некоторым эталоном. Например, врач, устанавливающий диагноз, сравнивает результаты обследования больного со справочными данными. Если замечается значительное расхождение эталона и фактического анализа, делается заключение о болезни (предполагается, что эталон правильный).

В реальных процессах каждый компонент системы обладает не только полезными свойствами, но и отрицательными чертами. Поэтому при исследовании следует сравнивать предписанные функции элементов с реально выполняемыми функциями. Расхождение желаемого и действительного указывает на дефекты.

Важным является гармоническое, непротиворечивое сочетание функций разных компонентов. Именно непротиворечивость, согласованность функций отличает гармоническую систему от хаотического набора предметов и процессов. При этом сами функции должны дополнять друг друга, обеспечивать реализацию достаточно широкого спектра действий. Вместе с тем в любой системе функции компонентов могут быть согласованы не полностью, между ними могут присутствовать противоречия, нередко снижающие эффективность функционирования системы в целом. Поэтому познание функций компонентов должно осуществляться не по отдельности, а в единстве, во взаимодействии, в выявлении противоречий между ними, степени их согласованности.

Каждый элемент должен содействовать достижению целей системы, поэтому исследуют цели каждого элемента (подсистемы) и сопоставляют с общей целью, определяя их «вклад» в реализацию общей цели.

Связи могут не обеспечивать эффективного функционирования элементов, их может быть мало или много лишних. Каналы связей могут обладать недостаточной пропускной способностью, быть недостаточно защищёнными от помех, недостаточно обеспеченными ресурсами и т. п.

Особо следует исследовать ресурсные возможности, включая информационные ресурсы. Отсутствие ресурсов может быть основной причиной плохого функционирования объекта. Источником ресурсов всегда является внешняя среда. Поэтому важно понять цели и требования надсистемы (внешней среды). В качестве примера, можно привести некоторые источники проблем коммерческой организации:

·                 снижение спроса на продукцию;

·                 снижение мощности производства;

·                 недостатки в управлении.

Оценка эффективности функционирования системы и её частей возможна только на основе количественных критериев. Критерий – это количественная характеристика соответствия системы поставленным перед ней целям. Поэтому критерии качества системы и её частей должны выбираться, исходя из цели системы.

Критерии типа «лучше – хуже» обычно не применяются. Выработка критериев является сложных делом, если существует необходимость использования несколько критериев одновременно. Например, качество автомобиля оценивается мощностью двигателя, скоростью, проходимостью, вместимостью, комфортностью, надежностью, стоимостью и др.

По единственному критерию оценка эффективности осуществляется достаточно просто. Например, стоимость оценивается в денежных единицах, мощность – в киловаттах, скорость – в километрах в час. Но если требуется оценить автомобиль сразу по многим параметрам, то приходится прибегать к методам экспертных оценок. Так осуществляется судейство фигурного катания на льду, спортивной гимнастики, конкурсов красоты и др.

Многокритериальность является одним из способов адекватности описания объекта. Критерии должны описывать по возможности все важные аспекты, но при этом необходимо минимизировать число критериев. Для уменьшения их количества выявленные критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены одним обобщающим критерием. Можно провести ранжирование критериев посредством использования системы предпочтений.

Общий критерий системы представляет собой композицию критериев подсистем. После того, как определили системный критерий, выбираются критерии подсистем, которые должны быть согласованы с общим критерием системы. Например, определив критерий качества автомобиля, формулируют критерии качества его узлов и деталей. Если главным критерием для гоночного автомобиля принята скорость, то для его двигателя требуется высокая мощность, для колес – надежность. Вместительность и цена роли не играют.

По критериям оценивают эффективность функционирования частей системы. Если критерий не обеспечивает достижение поставленной цели, то принимаются решения по устранению недостатков. Приведение системы в соответствие с заданными параметрами называют процессом улучшения систем. Разнообразные приемы улучшения систем используются довольно широко в практике. Например, обнаруженную дисфункцию автомобиля можно устранить заменой изношенных узлов. Казалось бы, задача решена, но происходит моральное старение, появляются новые, современные модели автомобилей и в этих случаях простая замена узлов не решает проблемы. Приходится заменять весь автомобиль. Замена изношенных узлов – это временное решение. Если в ходе замены осуществляется модернизация, то это решение можно назвать стратегическим.

 

7.4. Определение стратегической цели развития системы

 

Целью системного исследования является принятие оптимального решения. Такое решение может быть принято, когда понята истинная цель исследуемой системы. Определение реальной цели является не простой задачей, поскольку цель представляет собой сложное сочетание противоречивых интересов. Например, максимизация прибыли не является целью современного предприятия, это лишь один из интересов. Другой, не менее важный интерес заключается в стабильности получения прибыли. Третий существенный интерес – это устойчивая репутация предприятия. Подобных интересов много. И лишь в их пересечении, в своеобразной комбинации заключается истинная цель.

Любые действия, любое планирование рассчитано на реализацию в будущем. Дальние цели называют стратегическими. Ближние цели являются тактическими. Для человека планирование на год вперед можно считать тактическим, а на 5 -10 лет - стратегическим. Для государства планирование на пять лет – тактика, а планирование на 10 – 20 лет – стратегия. Очевидна условность разделения на стратегию и тактику.

Мероприятия, направленные на разрешение проблемы, требуют времени для исполнения. Важно понять, не потеряет ли проблема актуальность к моменту выполнения задуманного плана. Вкладывая деньги в производство, например, джинсов, следует оценить, не выйдут ли они из моды к моменту реализации проекта. Таким образом, намечая цель развития системы, следует прогнозировать будущее состояние не только самой системы, но и окружающей среды.

Для прогноза и анализ будущих условий систему следует рассматривать в динамике и в развитии. Нельзя судить о системе лишь по «моментальной фотографии» и по значению какого-либо одного параметра. Необходимо системные параметры исследовать в динамике. Важно увидеть состояние системы в будущем.

Анализ систем, как правило, связан с перспективой развития. Поэтому особый интерес представляет любая информация о ситуациях развития, будущих ресурсах, продуктах, технологиях. В этой связи прогнозирование является важнейшей и сложнейшей частью анализа систем. Необходимо составить представления о следующих параметрах будущего.

·      Развитие и изменение факторов внешней среды;

·      Состояние ресурсов будущего;

·      Возможные тренды целей и критериев системы.

Нестационарный Мир невозможно описывать в терминах «стабильность, устойчивость, гомеостазис». Вместо представлений о гомеостазисе лучше использовать понятие «гомеокинез». Гомеокинез является процессом непрерывной перестройки организации с целью сохранения основных функций.

Нестационарность мира реализуется в виде жизненного цикла (ЖЦ) всех объектов. Без исключения каждый объект (система) проходит стадии рождения, развития и гибели. Протекающая в настоящий момент стадия расширения Вселенной должна завершиться и смениться стадией «сжатия». Такая же судьба ожидает галактику, Солнце, Землю, биосферу. Рождаются и умирают континенты и океаны. Жизненный цикл проходят все виды существ, этносы, государства, нации, элементы культуры, фирмы, товары, верования, обычаи и т. п. Жизнь сложной организованности складывается из совокупности жизненных циклов её элементов.

Протяженность ЖЦ может быть разная, но форма кривой имеет определённую конфигурацию (форма колокола). «Крутизна» волн ЖЦ не является величиной постоянной. Некоторые волны развиваются взрывообразно, другие плавно. На рис. 7.2 приведена типичная кривая жизненного цикла.

Очень важно заметить, что численные эксперименты, моделирующие развитие «неживых» объектов, например, горение, развиваются по схожей динамике [7]. При определенной нелинейности среды развиваются процессы локализации горения в некоторых зонах, процессы ускоряются асимптотически (участок 1), затем наступает торможение (участок 2) и распад структур (участок 3). Огонь с древности отождествляли с жизнью. Огонь и жизнь развиваются самостоятельно, требуют ресурсов, слабо предсказуемые, нелинейные.

 

                                                                                          В

Подпись: Стадии   Ж Ц                                                                2

 

 

 


                                 1

                                                                                        3

                  А                                                                         В1

 

 

 

 

 


                               Время

         Рис. 7.2. Стадии жизненного цикла (ЖЦ).

 

Очевидно, крутые участки кривой ЖЦ не могут существовать очень долго, ибо тогда они занесут систему в бесконечность, что абсурдно, поэтому за крутым взлетом всегда наступает стабилизация и неизбежная последующая стагнация.

Причиной прекращения роста является истощение ресурсов. Любые живые организмы, размножаясь в геометрической (или другой) прогрессии, стремятся к экспансии, стремятся захватить максимум территории и ресурсов. Простейшая диатомовая водоросль при неограниченном росте за восемь дней способна увеличить свою биомассу до массы земного шара [8, 9]. Но развитие вырождается при исчерпании ресурсов питания. Борьба за ресурс поддерживает баланс между хищниками и их жертвами [10].

Посмотрим теперь на демографические кривые роста численности населения Земли. Тысячи лет население росло медленно. Человечество, появившись на Земле в небольших количествах (60-100 тыс. особей), в конце ХХ века размножилось до 6 млрд. человек. К середине двадцать первого века ожидается стабилизация на уровне 12 ± 2 млрд. Далее должен начаться спад [11].

Таким образом, новое явление зарождается в недрах старого вначале незаметно. Его замечают, когда оно бурно растет. Затем наступает период стабилизации и спустя какое-то время - распад (умирание). Именно так Л. Гумилев описывал жизненный цикл этносов длительностью в 1500 лет [12, 13].

Прогноз будущего обычно осуществляют, предполагая линейный характер развития событий. Такой вариант развития на рис. 7.2 представлен прямой линией. Зная состояние дел в точке А, можно достоверно предсказать события в точке В. Однако реальный ход событий будет развиваться по кривой 1-2-3 и можно оказаться в точке В1.

На кривой ЖЦ начальная восходящая ветвь 1 позволяет осуществлять прогноз будущего состояния до момента перегиба, после которого изменения практически прекращаются. Очень высокой темп изменений в развитии системы является предвестником приближающейся остановки развития, угадать который трудно.

Риск ошибки прогноза можно снизить, предусмотрев альтернативные варианты развития. Можно попытаться исследовать тренд изменения длительности ЖЦ типичных организаций, чтобы прогнозировать длительность ЖЦ исследуемой организации. В конце ХХ века наметился тренд сокращения срока жизни коммерческих организаций.  Они могут существовать всего несколько месяцев, закрываться и открываться вновь [14]. Для таких организаций стратегическое планирование на много лет бессмысленно.

 

7.5. Разработка альтернатив достижения цели

 

После провозглашения цели развития системы проводится анализ возможности её достижения. В системном анализе важно сложное задание превратить в простое, в чёткую серию задач, имеющих методику решения. Путь к цели необходимо разбить на промежуточные этапы (на шаги), позволяющие реально достигнуть цели. Выделяется цепочка задач с использованием метода скользящего прогнозирования, так как непредвиденные обстоятельства часто заставляют менять решения.

Важнейшим критерием достижимости результата является обеспеченность ресурсами. Например, при закладке фундамента дома необходимо оценить, хватит ли денег для полного завершения строительства и в какой срок здание будет запущено в эксплуатацию, ибо цель достигается только при достижении возможности жить в доме.

Управлять развитием системы можно только изменением элементов и связей. Поменяв связи, мы можем полностью изменить систему. Примером могут служить алмаз и графит, которые состоят из атомов углерода. Отличия в связях этих двух простых веществ, приводят к полному различию их свойств.

Формирование множества альтернатив является творческим этапом системного анализа. Достижение цели становится возможным, если известен алгоритм действий. Каждый шаг алгоритма позволяет достигать некоторой промежуточной цели.

Цепочка промежуточных целей строится посредством процедуры построения «дерева целей», где выделяется главная цель системы, а также сопутствующие ей цели. Этот этап носит название «декомпозиция цели», и представляет своеобразное планирование. Цель раскладывается на составляющие (шаги). Каждый шаг должен быть доведён до такой степени ясности, чтобы можно было предложить конкретное мероприятие для его реализации с учётом необходимых ресурсов.

Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах осуществляется в следующем порядке.

·      формулируются цели верхнего ранга (общесистемные) и среди них выделяются цели развития; цели эффективного функционирования;

·      формулируются цели всех подсистем и элементов;

·      выявляются потребностей в ресурсах и процессах.

Цели подсистем и элементов не должны противоречить общей цели, поэтому рекомендуется тщательно их оценивать. Для этого необходимо:

·      Проверять их на совместимость и отсекать не совместимые цели;

·      проверять цели на полноту, оценивать относительную важность целей;

·      оценивать влияние факторов внешней среды на достижимость целей;

·      оценивать взаимозависимость целей. (иногда достижение одной цели становится реальным только при достижении другой. Например, не сделав фундамента, нельзя накрыть крышу);

·      оценивать дефицитность и стоимость ресурсов (сырье, кадры, информация, энергия);

·      оценивать возможность заимствования ресурсов;

·      оценивать существующие технологии и мощности.

Для принятия решений необходима генерация альтернативных способов достижения целей и отсечение малозначимых или не обеспеченных ресурсами способов. Отбор, оценка и сравнение альтернатив является одной их важнейших задач системного анализа. Альтернативы оцениваются с позиций длительной перспективы. При выборе оптимальных решений учитываются факторы риска. После того, как  решение выбрано, заканчивается системный анализ и начинается этап реализации решения.

Для успешного завершения результатов системного анализа необходимо создать соответствующую исполнительную организацию, которая будет создавать план и исполнять его.

Разработка организации для достижения целей системы заключается в следующих действиях:

§      выделяются цели;

§      определяются функции;

·      разрабатываются организационные структуры, механизмы стимулирования, механизмы информационного обеспечения, режимы работы;

·      рганизационная структура составляет решение, распределяет задание по ответственным организациям, руководителям и исполнителям.

В функции организационной структуры входит:

·      формулирование мероприятий, проектов и программ;

·      разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам и времени;

·      определение очерёдности целей и мероприятий по их достижению;

·      запуск процесса реализации решения;

·      управление процессом реализации решения;

·      оценка реализации решения и его последствий.

 

7.6. Методы поиска решений

 

Каждому человеку в течение жизни приходиться принимать множество решений: простых и сложных, важных и не очень, по-разному влияющих на окружение. Способность сознательно принимать решения – одна из характерных человеческих черт. И независимо от того, решает ли человек какую-то повседневную, бытовую задачу или «ломает» голову над труднейшей проблемой, опирается ли он на какой-либо метод, или действует интуитивно – в процессе решения он должен обязательно пройти три основных этапа:

·            постановка задачи;

·            анализ вариантов решения;

·            оценка вариантов и выбор решения.

Поставить задачу – значит уточнить исходную проблемную ситуацию, определить цель, ограничения и критерий выбора решения. Все эти категории определяют желаемое состояние, к которому надо прийти в результате решения.

Поиск вариантов решения осуществляется на основе субъективных оценок экспертов.

Поскольку при анализе систем специалист, как правило, имеет дело с неструктурированными проблемами (или слабоструктурированными), то получение оценок и их обработка являются необходимым этапом системного анализа большинства проблем.

Решение должно быть:

·      физически осуществимым (соответствовать законам природы);

·      технически реализуемым (соответствовать ресурсам и научно-техническому потенциалу общества);

·      экономически выгодным.

Перед поиском решения следует ввести необходимые ограничения. Ограничения указывают условия, при которых достижение цели можно считать приемлемым. Эти условия имеют вид запретов на изменение или применение чего-либо или наоборот, указаний на необходимость применения какого-либо определённого средства достижения цели. К ограничениям относятся также указания на допустимые размеры затрат ресурсов и на количественные характеристики решения, не отражённые в формулировке цели.

Критерий выбора решения отражает наиболее существенный признак желаемого решения или ту совокупность существенных признаков, по которым его можно будет выделить среди множества возможных решений. Основатели системотехники Гуд и Макол считали, что «правильный выбор критериев, по существу, эквивалентен правильной формулировке задачи. Однако в большинстве случаев это даёт больше, чем формулировка задачи, и в том числе выбор правильной точки зрения и правильной области допустимых решений» [15].

Методы экспертных оценок представляют собой различные формы опроса экспертов (специалистов) с последующей оценкой и выбором наиболее предпочтительного варианта ответа. При этом предполагается, что оптимальное решение находиться внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов. Метод экспертных оценок редко даёт «революционное» решение, т.к. мнения экспертов основываются на их личном опыте, т.е. на «здравом смысле». Революционные, прорывные решения обычно выходят за границы здравого смысла.

К экспертным оценкам можно отнести: метод сценариев, метод «дерева» целей, матричные методы, сетевые методы, морфологические методы. Экспертные оценки могут быть усилены статистическими методами, методами экономического анализа.

Результаты экспертизы могут быть формализованы в виде кибернетических, оптимизационных, имитационных, игровых моделей.

В настоящем учебнике даются только общие представления о методах принятия решений. Читателям, желающим более подробно  изучить методы принятия решений можно порекомендовать литературу [16-18]. Дадим краткую характеристику методов экспертных оценок.

Метод сценариев является средством первичного упорядочения проблемы и представляет собой качественное описание возможных вариантов развития исследуемого объекта. Созданием «сценария» должна заниматься группа специалистов.

Сценарии могут быть использованы на разных этапах анализа сложных систем, когда требуется собрать и упорядочить весьма разнородную информацию. Но главной областью применения метода сценариев является прогноз и анализ будущих условий.

Группа экспертов составляет план сценария, где описываются факторы внешней среды, развёртывается вероятный ход событий во времени. Различные разделы сценария описываются разными специалистами. Варианты сценария обсуждаются, делаются замечания. После замечаний сценарий отправляется на доработку. Такая процедура повторяется до тех пор, пока расхождения во мнениях разных экспертов не будут сведены к минимуму. Сценарий даёт наиболее полное представление о решаемой задаче и может использоваться в качестве проекта будущего решения.

Методы типа «мозговой атаки» (мозговой штурм) являются основой поиска новых идей, их широкого обсуждения и конструктивной критики. Для обсуждения подбирается группа квалифицированных экспертов, желательно, разных специальностей. Стремятся получить максимально возможное количество идей, поэтому методика мозгового штурма не должна гасить инициативу. По этой причине в одну группу экспертов не следует включать начальников и их подчинённых, т.к. не всякий подчинённый осмелиться возражать начальнику. При проведении обсуждений необходимо оказывать поддержку и поощрение. Чтобы освободить участников от скованности, следует запретить критику высказываний. Рекомендуется применение следующих правил:

·      сформулировать проблему в основных терминах, выделив центральный пункт;

·      не объявлять ложной и не прекращать исследование ни одной идеи;

·      поддерживать идею любого рода, даже если её уместность кажется сомнительной;

Человеческому мышлению присущи стереотипы, в которых закреплен часто повторяющийся опыт. Стереотипы резко сужают поле поиска вокруг привычных решений. Стереотипы  допускают только небольшие видоизменения известных решений.

Количество сгенерированных идей обычно находится в пределах десятка. Перебор вариантов как универсальная стратегия поиска решений в условиях неопределённости распространён довольно широко и в природе, и в человеческой деятельности. Но перебор перебору рознь. Одно дело метод проб и ошибок в чистом виде, когда пробы делаются слепо, хаотически, бессистемно (так сказать, «метод тыка»). И другое дело метод последовательных приближений, когда каждая последующая проба уточняет предыдущий вариант, приближая к решению. Ясно, что такая форма перебора гораздо рациональнее метода «тыка».

После завершения этапа генерации идей, приступают к отбору лучших решений. Отбор также может осуществляться группой экспертов. Варианты решения, сравниваются с идеальной моделью решения. Производится отсев всех непригодных вариантов и выбор решения. Другими словами, сначала поле писка расширяется, а затем сужается до одного варианта.

Метод «Дельфи» первоначально был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен был помочь снизить степень влияния психологических факторов и повысить объективность оценок экспертов. Затем метод стал использоваться самостоятельно. Его основа – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа и учёт этих результатов экспертами при оценке значимости. Этапы метода «Дельфи» следующие:

·      осуществляется поиск экспертов;

·      каждому эксперту предлагается один и тот же вопрос;

·      каждый эксперт вырабатывает свои оценки независимо от других экспертов;

·      ответы собираются и статистически усредняются;

·      экспертам, ответы которых сильно отклоняются от средних значений, предлагается обосновать свои оценки;

·      эксперты разрабатывают обоснования и выносят их на рассмотрение;

·      среднее значение и соответствующие обоснования предъявляются всем экспертам;

·      процедура повторяется до минимального расхождения мнений.

Эвристические методы, взламывающие психологический барьер, свою задачу выполняют достаточно успешно. С их помощью можно получить от несколько десятков до сотен тысяч вариантов решения проблемы (особенно эффективен в этом отношении морфологический анализ). Однако тут же возникает новая проблема, как из этой массы вариантов выбрать наиболее предпочтительный вариант?

Преодолеть барьер перебора большого числа вариантов, даже с помощью ЭВМ, задача далеко не простая. Поэтому, например, в математическом программировании высоко ценятся методы, позволяющие резко сократить количество рассматриваемых случаев. Необходимость в ограничении перебора настолько велика, что в рамках строгих математических методов начинают широко пользоваться приближёнными, эвристическими методами.

Как только возникает необходимость одновременного рассмотрения более 7-10 вариантов, человек испытывает психологический дискомфорт. Ясно, что расширение поля поиска должно быть минимальным и в тоже время должно перекрывать область оптимального решения. Такой поиск называется направленным. Он наиболее рационален, экономичен и эффективен. Реализовать направленный поиск можно путём ступенчатого расширения и сужения поля поиска по уровням дерева целей-средств, при движении от цели (вершины) к вариантам их осуществления.

 

7.7. Типы задач и стратегии поиска решений

 

Бесконечное множество задач, с которыми люди встречаются в обыденной жизни, науке и технике можно разделить на три группы (по А. П. Кузьмину) [19]:

1. Задачи синтеза соответствуют ситуации с минимальной степенью определённости, когда существует некая личная потребность, или некое неудобство (социальное, техническое и т. д.). Каким способом удовлетворить потребность или исключить неудобство совершенно неизвестно. Это задачи на поиск способа или принципа действия.

2. Задачи частичного синтеза возникают, когда направление, в котором требуется изменить ситуацию, уже определено, но неизвестен механизм реализации требуемого изменения, схема реализации способа или принцип действия. Это задачи на разработку системы для реализации заданного способа или разработку устройства с заданным принципом действия.

3. Задачи анализа возникают «внутри» существующей организации, когда какая-либо функция этой системы (не обязательно главная) хотя и выполняется, но выполняется плохо. Задача состоит в том, чтобы это «плохо» превратить в «хорошо». Это задачи на усовершенствование, модернизацию, улучшение.

Известно, что методы поиска новых идей или решений  можно разделить на три группы в соответствии со степенью целенаправленного поиска.

1. Методы случайного, интуитивного поиска, когда каждая новая идея возникает независимо от предыдущей работы над задачей и почти независимо от ранее высказанных идей (метод мозгового штурма).

2. Методы систематического поиска нацелены на упорядочение процедуры поиска и на полное исследование поля поиска (например, матричные методы, родственные методу морфологического ящика).

3. Методы логического поиска используются с целью ещё большей алгоритмизации и упорядоченности поля поиска до конкретного элемента системы (метод «И – ИЛИ дерева целей»).

 

7.8. Метод «И – ИЛИ» дерева целей

 

Метод «дерево целей» является одним из основных в анализе сложных систем. Термин «дерево» предполагает разделение общей цели на подцели и построение иерархии целей.

«И – ИЛИ» – дерево представляет собой симбиоз системного и морфологического подходов к проблеме выбора целей.

Системное представление объекта требует, чтобы исследователь мысленно видел объект в трех аспектах: как нечто целое (С), как часть надсистемы (НС) и как совокупность более мелких частей, элементов, подсистем (ПС). При этом в надсистеме следует выделить те части, которые существенно влияют на систему. Графическое построение такого членения выглядит в виде трёхэтажной фигуры (рисунок 7.8.1). Надсистема НС состоит из функционально значимых систем С, С1, С2, С3. Каждая из них может реализовывать свои функции посредством подсистем или ПС1, или  ПС2, или ПС3.

Если аналогичные операции провести со всеми системами (С1, С2, С3), то получиться структура (дерево). Нулевой этаж – это всегда этаж типа «ИЛИ». Каждый «куст» этого этажа состоит из альтернатив, т. е. из вариантов, исключающих друг друга.

 

                                                               -1 «И» этаж

 


                                                            -2«ИЛИ»этаж

               Рис. 7.8.1. «И» - «ИЛИ» дерево

 

На первом этаже альтернатив нет. Есть взаимосвязанные системы (С, С1, С2, С3), совместно обеспечивающие существование НС, поэтому первый этаж – это «И» - этаж. Исключение любой С не позволит реализовать функции НС.

Дальше построение дерева ведётся по тем же правилам. Каждая из систем нулевого этажа (ПС1. ПС2, ПС3, и др.) расчленяется на подсистемы (тем самым формируется минус первый этаж типа «И»(-1 этаж), и для каждой из этих подсистем, в свою очередь, создаётся комплект её альтернативных реализаций (тем самым формируется - 2-й этаж типа «ИЛИ»). Процедуру добавления этажей можно продолжать и вверх, и вниз (но не бесконечно). На рисунке 7.8.1. приводятся только некоторые членения (ветвления) во избежание громоздкости.

Видно, что при каждом продвижении вниз число элементов этажа возрастает (обычно в 3-5 раз). Возникает вопрос, до какого уровня целесообразно двигаться вниз и вверх? Практика системного подхода требуют построения минимум 5-этажного дерева. Однако реальные задачи допускают отклонения от этого правила.

Элементы дерева можно не развивать в нижние этажи в случае, если особенности функционирования элемента нижнего этажа не могут дать ничего ценного для понимания функционирования объекта верхнего этажа.

Элементы дерева можно не развивать в верхние этажи, если очередной этап обобщения выводит исследователя в другой класс человеческой деятельности (например, из технической деятельности переводит в социальную деятельность или организационную).

Обычно верхняя граница развития «И – ИЛИ» - дерева определяется достаточно чётко и однозначно; нижняя граница, наоборот, для разных ветвей может располагаться на самых разных уровнях.

Все исходные объекты исследования можно разделить на предметы (устройства) и операции (способы). Однако предмет нельзя проанализировать, игнорируя его функции и взаимодействие с окружением. Но и операцию нельзя изучить, не включая в поле зрения предметы, посредством которых эта операция производится. Поэтому в общем случае «И – ИЛИ» - дерево на каждом этаже может содержать и предметные, и операционные компоненты. В большинстве случаев доминирует какой-либо один тип компонентов, предметный или операционный. Если человек полностью обеспечивает функционирование системы (например, в социальных или организационных задачах), дерево становится чисто операционным. Если в системе всё делается без человека, и она состоит из подсистем, функции которых понятны из названий, то «дерево» становится чисто предметным. В общем случае, чтобы не упустить из виду какую-либо важную деталь системы, целесообразно строить полное «И – ИЛИ» дерево, включающее в себя как предметные, так и операционные компоненты.

Правила перехода с этажа на этаж «дерева» несколько отличаются для предметной и операционной частей, поэтому имеет смысл рассмотреть их отдельно.

 

 

 

 

7.9. Операционное «И –ИЛИ дерево»

 

Операцию (действие, процедуру, способ, технологию, функцию и т. д.) можно грамматически выразить двояко: либо отглагольным существительным («погрузка», «измерение», «стабилизация» и т. д.), либо инфинитивом («погрузить», «измерить», «стабилизировать»). Эти ведущие слова могут сопровождаться пояснительными выражениями любой длины (обычно, это всего 1 – 3 слова). Целесообразно на протяжении всей процедуры построения дерева пользоваться одной и той же грамматической формой ведущего слова.

На первом этапе (нулевой этаж) у исследователя имеется цель в виде формулировки исходного действия (ИД) («просверлить отверстие», «вспахать поле», «снизить цену на мясо» и т. д.).

Чтобы построить первый этаж, ставится вопрос «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО «ИД»? Ответ на этот вопрос называется обобщённым действием (ОД).

В каждом случае ответов на этот вопрос можно дать несколько. Нужно выбрать тот, который, точно соответствует функциональному назначению ИД и находится на одну ступеньку общности выше, чем ИД.

Первое условие проверяется с помощью тест-утверждения:

                                                                   -2 этаж «ИЛИ» ДД

 

                              Рис. 7.9.1.

«ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ осуществить ОД, вполне достаточно ИД».

Правильность шага вверх проверяется тест-вопросом: «КАКИМИ СПОСОБАМИ МОЖНО осуществить ОД» ?

Получив для каждого из ОД серию альтернативных ответов ИД, ИД1, ИД2, …ИДJ (заполнение нулевого этажа), можно оказаться в одной из следующих ситуаций:

1. ОД можно реализовать только с помощью одного ИД (другие ИД не обнаруживаются). Это означает, что ОД и ИД по смыслу синонимичны, т. е. обозначают одно и то же действие, поэтому этот вариант ОД непригоден. (Следует оценить, какая из двух синонимичных формулировок точнее отражает суть дела, и, возможно, заменить ИД на ОД).

ИД - ответов больше 5. Ответов слишком много, и есть вероятность, что операция деления проведена не по общему для всех ИД основанию (признаку). В этом случае следует переформулировать ОД, чтобы все оставшиеся ответы ИД соответствовали единственному основанию деления, т. е. единственному признаку, по которому различаются ИД. Очень важно, чтобы этот признак относился к операции ОД, а не к объекту, над которым эта операция производится.

Если ответы ИД соответствуют нескольким равнозначным признакам или основаниям деления ОД, то реально получается уже не одномерная линейка альтернатив, а многомерная матрица, и придётся эту матрицу тщательно анализировать, отобрав из неё для включения в «И – ИЛИ» - дерево лишь 3 - 5 наиболее ценных вариантов.

Количество ИД 2 - 5. Это оптимальный вариант по количеству альтернатив, однако и здесь следует проверить единственность основания деления (чтобы не упустить из виду интересные нетривиальные варианты, находящиеся за пределами полученного списка).

Если после такой проверки не остаётся ни одного варианта ОД, то придётся вернуться к началу этапа. Если, наоборот, остается более одного ОД, то они всегда относятся к разным направлениям обобщения и, как правило, к разным операционным надсистемам. В этом случае следует выбирать то ОД, которое соответствует надсистеме, в которой ведётся работа. Итог первого этапа оформляется в виде рисунка 7.9.1.

Задачей второго этапа является выход на +2-этаж и за полнение +1-этажа. («И» этаж). На +2 этаже располагается надцель НЦ, для достижения которой необходимо обобщённое действие (ОД).

Тест-вопрос первого шага второго этапа звучит так же, как и первого: «ЗАЧЕМ, ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ОД»?

В списке возможных вариантов НЦ могут оказаться ответы из первого этапа, не прошедшие проверку тест-утверждением (не забудьте эти ответы просмотреть).

Правильный ответ НЦ получается сразу и однозначно, если речь идёт о конкретной технологии или иной чётко определённой операции. Однако типичная ошибка состоит в том, что в качестве НЦ берут следующую за ОД операцию технологического цикла. Эта ошибка легко выявляется с помощью тест-отрицания: «ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ осуществить НЦ, НЕДОСТАТОЧНО ТОЛЬКО одного ОД».

Для всех НЦ, выдержавших предыдущее испытание, следует развить тест-отрицание в тест-фразу: «ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ осуществить НЦ, НЕДОСТАТОЧНО ТОЛЬКО ОД, НУЖНА СОВОКУПНОСТЬ ОД (ОД1+ОД2+…ОДJ). НЦ не должно выполняться, если из списка исключить хотя бы одно ОД. (Последнее утверждение не очень строго, т. к. список добавочных действий может включать не только основные операции, но и вспомогательные операции, без которых НЦi достигается, но только с несколько худшим качеством). Итог второго этапа следует оформить в виде рисунка 7.9.2.

 

7.10. Этапы движения вниз от нулевого этажа

 

Минусовые этажи должны обеспечивать функционирование нулевого этажа (совокупность ИД). Поэтому 0 этаж ИД является целью для минус 1 – го «И» этажа, а минус 1 этаж является целью для минус 2 «ИЛИ» этажа.

Движение вниз начинается с вопроса: «ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ достичь ИД»? Для проверки правильности найденных действий (Д) минус первого этажа можно использовать следующий тест-утверждение: «ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ИД, НЕОБХОДИМА СОВОКУПНОСТЬ действий ( ∑Д).

Для построения -2 «ИЛИ» этажа используется тест-утверждение: «ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ достичь Д, ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО одного ДД». При движении вниз в процессе построения этажа «ИЛИ» возможна ситуация, когда действия Д, которыми может быть достигнута цель, очень многочисленны и выстраиваются или в иерархическую (многоэтажную), или в комбинативную классификацию (морфологический ящик). Встраивать любую из этих классификаций в неизменном виде в «И – ИЛИ» дерево крайне нежелательно (а иногда и просто невозможно). Лучше провести анализ этой классификации «в сторонке», выбрать 3-5 наиболее ценных (или наиболее представительных) вариантов и поместить их на соответствующий этаж «И – ИЛИ» дерева. Нарушение этой рекомендации обычно приводит к путанице с этажами, а чёткое графическое представление поля решений и градация задач по уровню их общности является основным достоинством «И – ИЛИ» дерева.

Очевидно, полное «И – ИЛИ» дерево практически невозможно разместить на одном листе, поэтому на каждом листе должно быть только три этажа.

 

7.11. Пример построения «И – ИЛИ»-дерева [19]

 

Исходное действие (ИД) - задача окультурить двор городского квартала в районе новостроек. Исходное состояние – обычное, т. е. кучи строительного мусора, редкие островки чахлой зелени и ободранные деревья.

Будем действовать в точном соответствии с алгоритмом, приведенным выше.

 

Этап 1. Определение ОД.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО (ИД) ОКУЛЬТУРИВАТЬ ДВОР ГОРОДСКОГО КВАРТАЛА В РАЙОНЕ НОВОСТРОЕК?

Варианты ОДi:

ОД1. Чтобы не стыдно было приглашать к себе зарубежных гостей (не актуально).

*ОД2. Чтобы можно было отдохнуть во дворе (важно).

*ОД3. Чтобы обеспечить детям место для гуляния (важно).

*ОД4. Чтобы улучшить экологическую обстановку квартала (важно).

ОД5. Чтобы поднять экологическую культуру населения квартала (не достаточно).

ОД6. Чтобы улучшить здоровье населения квартала (не достаточно).

Проверим варианты ОД тестом: «ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ осуществить ОД, ДОСТАТОЧНО ОКУЛЬТУРИТЬ ДВОР КВАРТАЛА. Выдерживают его без натяжек ответы, отмеченные звёздочками. Каждый из них повышает культуру двора. Поэтому для каждого из них составляется список альтернативных действий (альтернативных ИД).

ОД2. Чтобы можно было отдохнуть во дворе, достаточно:

ИД1. Окультурить весь двор, или

ИД2. Озеленить часть двора, или

ИД3. Построить во дворе предприятие «индустрии отдыха», или

ИД4. Превратить двор в «первобытный» лес.

ОД3. Чтобы обеспечить детям место для гуляния, достаточно или ИД1, или ИД2, или

ИД5. Построить детскую площадку, или

ИД6. Отправить детей в соседний двор, или

ИД7. Организовать регулярный коллективный отдых детей за пределами двора (с транспортом для взрослых).

ОД4. Чтобы улучшить экологическую обстановку квартала, достаточно или ИД1, или ИД2, или ИД4, или

ИД8. Озеленить балконы и стены домов вьющимися растениями или

ИД9. Озеленить близлежащие участки вне двора, или

ИД10. Добиться закрытия или переоборудования близлежащих экологически вредных производств, или

ИД11. Уменьшить транспортные потоки по внутригородским магистралям, прилегающим к кварталу.

Анализируя варианты ОД, можно заключить, что варианты ОД2 и ОД3 можно объединить в один: «Чтобы и взрослым, и детям можно было отдохнуть и погулять», оставив для них варианты ИД – 1, 2, 3, 7. Вариант ИД6 (с распространением его и на взрослых) не рассматривается ввиду неэтичности по отношению к тем, кто благоустроил соседний двор. Итог первого этапа оформляется в виде рисунка 7.11.1.

 

Этап 2. Определение НЦ.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ И ВЗРОСЛЫМ, И ДЕТЯМ МЕСТО ГУЛЯНИЯ И ОТДЫХА ?

 

Окультурить собственный двор (ИД1, ИД2).

 

НЦ1. Чтобы улучшить здоровье населения квартала (ответ из комплекта этапа 1).

НЦ2. Чтобы занять свободное время населения и исключить асоциальные явления.

НЦ3. Чтобы отвлечь население от более сложных социальных проблем.

НЦ4. Чтобы приблизить горожанина к природе.

Осуществим анализ каждого варианта НЦ.

НЦ1. Чтобы улучшить здоровье населения квартала, нужно ОД:

ОД1. Обеспечить и взрослым и детям место гуляния на улице и

ОД2. Обеспечить нормальную экологическую обстановку в городе, и

ОД3. Обеспечить квалифицированное и своевременное профилактическое и лечебное медицинское обслуживание, и

ОД4. Обеспечить физкультурно-оздоровительные мероприятия, доступные для всех слоёв населения, и

ОД5. Обеспечить качественное питание населения, и

ОД6. Обеспечить нормальную психологическую атмосферу на транспорте, на предприятиях, в торговых точках, в предприятиях службы быта, во дворе, в семье.

НЦ2. Чтобы занять свободное время населения и исключить асоциальные явления, нужно и ОД1, и ОД4, и ОД5, и

ОД7. Создать сеть культурно-развлекательных предприятий в городе, и

ОД8. Вести культурно-просветительную деятельность в городе и во дворе, и

ОД9. Вести антиалкогольную пропаганду, и

ОД10. Обеспечить правовое обучение населения, и

ОД11. Создать сеть клубов по интересам.

НЦ3. Чтобы отвлечь население от более сложных социальных проблем, нужно, ОД3, ОД4, ОД5, ОД8, и ОД9, и

ОД12. Усилить отвлекающую и дезинформирующую пропаганду, и

ОД13. Обеспечить хотя бы частичное решение этих более сложных социальных проблем.

НЦ4. Чтобы приблизить горожанина к природе, нужно, ОД1, ОД2, ОД7 и

ОД14. Организовать «зелёные зоны» или лесопарковые массивы в ближайших пригородах, и

ОД15. Организовать «поезда здоровья» и «автобусы здоровья» в масштабах города, района, и

ОД16. Организовать лекционно-просветительскую деятельность экологической направленности.

Рассмотрим достаточность комплекта ОД. Отличающиеся антиобщественной направленностью НЦ, рассматривать не будем. В варианте НЦ1 перечень ОДi можно дополнить. Более того, основное действие ОД1 представляется менее общим, чем некоторые из всего перечня.

Для дальнейшего анализа выбирается наиболее благородная цель социального оздоровления населения, т. е. надцель НЦ2. Итог этого этапа выразим рис. 7.11.2.

 

Этап 3

Иллюстрация этапа проводиться только по одному из дополнительных действий (из соображений экономии места и времени).

+ 2-й этаж

 
Выберем для анализа действие ОД10: «Обеспечить правовое обучение населения». Основными адресатами этого действия являются подростки двора.

Подпись: Обеспечить физкультурно -оздоровительные мероприятия для всего населения.Подпись: Иметь сеть культурно-развлекательных предприятий в городе.Подпись: Обеспечить условия для гуляния и отдыха во дворе.Подпись: Вести культурно-просветительскую деятельность.Подпись: Обеспечить правовое обучение населения.Подпись: Создать сеть клубов по интересам.Подпись: Вести антиалкогольную пропаганду.

 

                                   Рис. 7.11.2.

 

КАКИМИ СПОСОБАМИ МОЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ?

·         лекционная пропаганда, или

·         организация коллективных выездов на показ документальных фильмов о судебных процессах, или

·         организация информационного стенда юридической направленности, или

·         правообучающие мероприятия, проводимые в пределах двора, или

·         аналогичные мероприятия районного и общегородского масштаба.

Таким образом, основанием деления здесь можно считать место реализации мероприятий, с вариантами – во «дворе» и «вне двора, с выездом». Итог этапа 3 по действию ОД10 представлен на рисунке 7.11.3.

 

Этап 4 (движение вниз от нулевого этажа). Этот этап проведём только по  элементам нулевого этажа, а именно: по ИД (окультурить двор собственного квартала) и по элементу «Обеспечить правовое обучение подростков во дворе». Итак, тест-вопрос:

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОКУЛЬТУРИТЬ ДВОР СОБСТВЕННОГО КВАРТАЛА?

Д1. Распланировать двор и

Д2. Вывезти строительный мусор, и

Д3. Приобрести и привезти необходимые стройматериалы, дорожное покрытие и почву, и

Д4. Приобрести, привезти и посадить древесные и травянистые растения, и

Д5. Построить необходимые сооружения.

Проверка на достаточность и необходимость показывает, что данный комплект ответов действительно полон.

 

Задача этапа 5 – заполнить минус 2-й этаж «ИЛИ». Продолжим работу по тем же направлениям, что и на предыдущем этапе. Наиболее важные альтернативы по каждому из действий Д1 – Д5 совершенно одинаковы

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ Д ДОСТАТОЧНО:

·      Выполнить работу своими силами или

·      собрать средства с жителей двора и нанять исполнителей, или

·      добиться, чтобы работа была выполнена строителями за счёт муниципальных средств.

Очевидно, что выбор альтернативы для каждого из действий будет определяться массой конкретных обстоятельств: наличием технических средств или доступа к ним, территориальным размещением и доступностью источников необходимого сырья и материалов и т. п.

 

Выводы:

 

1.   Системный анализ это методология решения сложной проблемы путем последовательной декомпозиции её на взаимосвязанные частные подпроблемы методом дерева целей.

2.   Системное исследование представляет собой процедуру экспертного описания структуры, способа функционирования, и тенденций развития объекта, моделируемого в виде системы.

3. Намечая цель развития системы, следует прогнозировать будущее состояние не только самой системы, но и окружающей среды.

4. Исследование объекта нельзя отрывать от исследования внешней среды.

5. Описание объекта всегда осуществляется с точки зрения поставленной цели исследования.

4. Для прогноза и анализа будущих условий систему следует рассматривать в динамике и в развитии.

5. Отбор оценка и сравнение альтернатив является одной их важнейших задач системного анализа.

 

Контрольные вопросы

 

1.         Объясните, что такое системный анализ?

2.         Для каких целей используется системный анализ?

3.         Какие три класса проблем решает системный анализ?

4.         В чём полезность системного анализа и в чём его недостатки?

5.         Перечислите основные правила, используемые в системном анализе.

6.         Какие этапы включает в себя системно-структурный метод?

7.         Каков алгоритм системного анализа?

8.         Как проводится анализ проблемы.

9.         Дайте представление о том, как проводится определение системы (описание объекта).

10.     Каким образом оценивается эффективность функционирования системы?

11. Как производится определение стратегической цели развития системы.

12. Какие известны способы принятия решений?

13. Почему сложную систему необходимо рассматривать в динамике и в развитии?

14. Каковы типы задач и типы стратегий поиска новых идей?

15. Опишите алгоритм достижения цели.

 

Литература

 

1.      Большая советская энциклопедия.- М.: Т.1, 1972.

2.      Оптнер С. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / Пер. с англ. С. П. Никанорова.-М: Советское радио, 1969.

3.      Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. Пособие. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000.

4.      Петрушенко Л. А. Самоуправление материи в свете кибернетики.- М.: Наука, 1971.

5.      Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой.- М.: Экономика, 1975.

6.      Камионский С. А. Системные аспекты современного менеджмента // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник 1998. Ч.1. - М.: Эдиториал  УРСС, 1999.

7.      Князева Е. Н, Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация. Темпомиры. – СПб.: Алетейя. 2002.

8.      Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994.

9.      Вернадский В. И. Живое вещество. -  М.:  Наука, 1978.

10.  Реймерс Н. Ф. Экология. - М.: Россия молодая, 1994.

11.  Капица С. П. Рост населения Земли и его математическая модель.// Наука и жизнь, 1998. №3.

12.  Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. - М.: Знание, 1993.

13.  Гумилев Л. Н. Этносфера и биосфера Земли.- Л.: Знание, 1989.

14.  Мильнер Б. З. Теория организации.- М.: ИНФРА, 2003,

15 Гуд Г. Х.., Макол Р. Э. Системотехника. - М.: Советское радио, 1967.

16.  Голубков Е. П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1982.

17.  Моисеева Н. К., Карпунин Н. Г. Основы теории и практики функционального стоимостного анализа. - М., Высшая школа,1988.

18.  Попов В. М., Солодков Г. П. Тонилин В. М. Системный анализ в управлении социально-экономическими процессами. - Ростов н /Д СКАГС, 1998.

19.   В. В. Титов Выбор целей в поисковой деятельности. – М.: Речной транспорт, 1991.

 

 

Copyright© Крайнюченко И.В., Попов В.П. 2005, All rights reserved

 



Хостинг от uCoz