Copyright© Крайнюченко И.В., Попов В.П. 2005, All rights reserved

 

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Элементы системности первоначально проявились в мифологическом мышлении. Мифы Гомера представлялись в систематизированной и рациональной форме. В «Теогонии» Гесиода описывается величественный процесс рождения Мира из первоначального хаоса, в чём просматривается идея единства Мира. Космологический процесс описывался с помощью аналогий, как процесс последовательного рождения богов. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами. А сама божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер [1].

В ходе развития общества мифологическое сознание пришло в противоречие с практикой и вырастающими на её основе знаниями. Возникла потребность в системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании. Эту роль стала выполнять зарождающаяся философия.

Первые представления об упорядоченности и целостности естественных объектов зародились в античной философии. Термин «система» характеризовал упорядоченность и целостность. Именно в этот период был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей [2]. Философы искали нечто, что объединяет все предметы Мира. Общность движения всех элементов мира, общность связей между частями, общность процессов ясно декларируется в древней философии

Окружающий мир рассматривался как единое целое, как система, имеющая единое первоначало. При этом возникал вопрос: можно ли изучить, познать и объяснить всю природу при помощи познания её частей.

Философ Парменид впервые выработал понятие «бытие» и рассматривал проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. Бытие – это то, что всегда есть; оно едино, вечно, неделимо и неподвижно.

В основе атомистического учения Демокрита (460-370 до н. эры) положена идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что Мир состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц (атомов). На основе этой гипотезы объяснялось единство Мира. Мир един, так как его основу составляют атомы. Объяснялось образование множества разнообразных вещей путём различных сочетаний атомов.

Системного взгляда на Мир придерживался Аристотель (384-322 до н. эры), который систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией. Он утверждал, что вещи и их движение немыслимы без причины, направляющей движение (развитие) к определённой цели [3]. В представлении Аристотеля все процессы обладают внутренней направленностью.

Слово «система» появилось в Древней Элладе 2000-2500 лет назад. Оно означало: «сочетание, организм, устройство, организация, строй, союз». Кроме того, оно выражало определённые акты деятельности, их результаты (нечто, поставленное вместе; нечто приведённое в порядок) [4].

В 15 веке нашей эры трактовка бытия как космоса окончательно сменяется рассмотрением его как системы. Мир воспринимается как система, независимая от человека, обладающая своим типом организации, иерархией, имманентными законами и суверенной структурой [5].

Всякий теоретически мыслящий человек во все эпохи мыслил системно. Примерами могут служить философская система Платона, логическая система Аристотеля, философия Гегеля, идеализм Канта, астрономические системы Птолемея, Кеплера, Галилея, кибернетические системы Винера, Эшби [6].

Более развитые формы философских и естественно - научных представлений о системности появились в 16 - 18 веках. Воспринятые от античности, они получили развитие во взглядах Спинозы и Лейбница, стремившихся к естественной интерпретации системности мира. Идеи системности содержатся в гелиоцентрическом учении Коперника и космогонической теории Лапласа.

Системные представления интенсивно развивались с 18 века. Спиноза толковал логику, как атрибут природного целого, способ выражения всеобщего порядка и связи вещей, рассматривая тело и его окружение как целое, системное [7]. Маркс и Энгельс продолжали развивать эту мысль. «Вся доступная нам природа образует некоторую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом. Сформировалась диалектика как наука о наиболее общих законах взаимосвязи, взаимопревращении явлений».

В это же время понятие «система» активно применяется в науке. Так, немецкий математик и философ И. Г. Ламберт (1727-1777) подчёркивал, что «всякая наука, как и её часть, предстаёт как система, поскольку система есть совокупность идей и принципов, которая может трактоваться как целое. В системе должны быть субординация и координация». В работе М. А. Гольбаха «Система природы, или о законах мира физического и духовного» природа выступает как система, как целое, как совокупность вещей.

Французский просветитель Кондильяк отмечал, что «всякая система, есть не что иное, как расположение частей какого-нибудь искусства или науки в известном порядке, в котором они все взаимно поддерживают друг друга, и в котором последние части объединяются первыми» [8].

И. Кант считал, что система может быть представлена применительно к знанию. «Под системой я разумею единство многообразия знаний, объединенных одной идеей» [9].

Гегель отмечал, что «идея, конкретная в себе и развивающаяся, есть органическая система. Это целостность, содержащая в себе множество ступеней и моментов» [10].

Наиболее бурно системные представления начинают развиваться с середины 19 века. В частности, основанием для этого стало эволюционное учение Ч. Дарвина. Появились системно-структурные теории в химии, периодическая система элементов Менделеева, теория химического строения органических соединений Бутлерова, развивались организменные теории в биологии и функциональные концепции в медицине. Системность объектов начинают связывать с их целостностью, наличием границ, автономностью. В процессе создания фундаментальных теоретических концепций (физика Эйнштейна, геометрии Лобачевского и Римана) расширялись сведения о системных принципах изучения объективного Мира.

Большой вклад в развитие теории систем внесли россияне. Среди них можно назвать Е. В. Федорова («Симметрия правильных систем фигур»), Д. И. Менделеева (периодическая система химических элементов), В. В. Вернадского (биогеохимия), В. Сукачева (теория биогеоценозов).

Первой работой, полностью посвящённой проблемам организации, была работа известного русского исследователяминералов Е. В. Федорова: «Симметрия правильных систем фигур» [11]. В 1891 г. Е. Фёдоров впервые показал, что, несмотря на огромное разнообразие кристаллов, в них существует всего лишь 230 различных типов кристаллических решеток. Оказалось, что количество структурных форм, в которых может существовать материя, гораздо беднее её видового разнообразия. Основное открытие состояло в том, что для любого вещества, способного к кристаллизации, существует ограниченное количество возможных структурных форм. Исследования Фёдорова позволяют считать, что образование различных организационных форм подчиняется некоторым общим законам, управляющих нашим миром.

С конца 19 века математики начали заниматься проблемами, которые, по своему существу, очень близки теории организации. Прежде всего, это некоторые области топологии и качественной теории дифференциальных уравнений.

Несмотря на то, что понятие система известно с давних времен, первые попытки определить его как самостоятельную научную категорию делаются лишь в 30 годы ХХ столетия. Существенный шаг к теории организации был сделан российским учёным А. Богдановым (настоящая фамилия Малиновский). Три тома новаторской книги А. Богданова "Тектология" издавались на русском языке в период с 1912 по 1917 г. [12] Широко обсуждавшееся немецкое издание вышло в 1928 году. Тем не менее, на Западе очень мало известно о первой версии общей теории систем, которая послужила предтечей кибернетики. Даже в "Общей теории систем" Людвига фон Берталанфи, опубликованной в 1968 году и содержащей раздел по истории теории систем, не содержится ни одной ссылки на Богданова. «Трудно понять, каким образом Берталанфи, высокообразованный человек, издававший все свои оригинальные труды на немецком языке, мог упустить работу Богданова» [13].

А. Богданов изучал формы живой материи, общие принципы организации всего материального мира, в том числе организацию общества. Теория Богданова ставила своей целью изучение динамики организационных форм, изучение характера их изменения под действием внешних и внутренних факторов. Богданов на материале из областей естествознания и обществоведения показал существование закономерностей в изменении организационных структур, общих для явлений разной природы. В 1911 г. он выпустил в свет первую часть книги «Всеобщая организационная наука» (Тектология). По существу эта работа одна из первых положила начало «Теории систем». Окончательно она была завершена в 1925-1926 годах.

А. Богданов не даёт строгого определения понятия «организация», т.к. «организация» не имеет смысла без конкретного материального исполнения. Организация – это архитектура фрагментов материального мира, это определённая форма существования материи. Данный термин применим в равной мере к любому уровню материи, то есть можно говорить об организационных формах кристаллов, об организации живой ткани, о сообществах животных, об организации человеческого общества.

Основная идея работы Богданова состоит в том, что ограниченное количество структурных форм материи создает неизмеримое разнообразие окружающей нас действительности.

Богданов рассматривает не застывшие структуры, а их изменения под влиянием внешних факторов и деятельности самой системы. Эти изменения подчиняются вполне определённым законам.

Законы развития можно рассматривать как результат естественного отбора из всех мыслимо возможных процессов. Правила отбора отсеивают те формы движения, которые не ведут к общей цели развития Вселенной. Например, не удается нарушить закон сохранения энергии или импульса. Естественно, что организационные формы в своём развитии также должны следовать определённым законам, столь же объективным, как и законы физики.

Богданов установил, что структуре организации присуща некоторая «организменность», даже в том случае, когда речь идёт об общественных или политических системах. У однажды возникшей организации возникают собственные цели. Одна из этих целей - это сохранение стабильности, что проявляется в функции «консервативность».

Во всех видах систем существуют два противоречивых начала: лабильность (пластичность) и консервативность. Лабильность – это стремление быстро адаптироваться, приспосабливаться к обстоятельствам. Консервативность - явление противоположное лабильности.

Богданов описывал системы, активно взаимодействующие с окружающей средой (открытые) и быстроразвивающиеся. По его мнению, активное использование внешней среды обеспечивает сохранность системы.

Введённые А. Богдановым понятия положительной и отрицательной селекции, положительного и отрицательного отбора, являются продолжением Дарвинской теории эволюции. В первом случае за счёт внешней среды система увеличивает количество внутренних связей, повышает свою сложность и эффективность функционирования.

Наряду с положительной селекцией растут и внутренние противоречия системы. Отдельные её части, превращаясь со временем в более или менее автономные организмы, вырабатывают свои собственные самостоятельные цели. При наличии определённых возможностей их достижения, эти автономные части могут начать действовать вопреки общим целям, например, наперекор всей системе в целом. Отрицательная селекция удаляет все взрывоопасные очаги, преодолевает внутренний антагонизм организации, повышает её однородность, повышает её структурную устойчивость. Но одновременно отрицательная селекция снижает функциональную эффективность организации.

Проблемы структурной селекции в современной экономике связаны с проблемой оптимизации соотношения централизации и децентрализации власти. Централизация в условиях благоприятной экономической конъюктуры может обеспечить быстрое развитие всей системы в целом. Но в неблагоприятных условиях отдельные инициативные элементы могут самостоятельно преодолевать возникшие трудности в интересах всей системы.

Особое место в работе Богданова занимает проблема кризисов (катастроф), получившая в последствии название «теория катастроф». Эта теория в начале появилась в математике, но постепенно была распространена на биологию и на общественные науки.

Ведущая роль в создании теории катастроф принадлежит французскому математику и философу Р. Тому. Математические методы способствовали обнаружению способности систем различной природы испытывать резкие перестройки (бифуркации). Однако идеи, которые высказывал Р. Том, ещё в 1913 г. были опубликованы А. Богдановым. Он подробно изучал условия и механизмы, вынуждающие организацию к быстрым взрывным перестройкам.

В настоящее время проблемы перестройки рассматриваются в научной дисциплине «Теория катастроф». Она изучает явления, приводящие к качественной перестройке структуры системы или процесса. Качественная перестройка структуры и характера движения системы происходит при достижении критических значений её параметров. Эти значения, носят названия точек бифуркаций.

Бифуркации появляются не только в физических системах. Они возникают и играют значительную роль в биологии, экологии, экономике, в политике. Если в процессе эволюции, например, живой системы, какой – то параметр превзойдёт однажды своё критическое (бифуркационное) значение, то, может начаться необратимый процесс перехода биосистемы в новое состояние, свойства которого заранее предсказать невозможно.

Любая организация, как бы ни была совершенна в момент создания или кульминации своей деятельности, как бы хорошо ни соответствовала своей первоначальной задаче, однажды будет нуждаться в коренной перестройке. А. Богданов сформировал существование критических ситуаций как некоторый общий закон. Более того, он утверждал, что чем сложнее система, тем больше шансов в процессе её развитие столкнуться с кризисной ситуацией, с необходимостью перестройки.

Исходным понятием «Тектологии» является «организационный комплекс». А. Богданов отмечал, что для организационных комплексов целое больше суммы его частей, для нейтральных комплексов характерно равенство между ними, а для дезорганизационных - целое меньше своих частей. По определению организационные комплексы аналогичны понятию «система».

А. Богданов сумел увидеть изоморфизм физических, биологических и социальных законов. Впервые предметом исследования стали не конкретные вещи, объекты, как принято в традиционной науке, а организационные отношения и связи, инвариантные относительно форм движения материи.

В «Тектологии», кроме того, даётся достаточно подробная классификация комплексов (систем). Выделены организованные, дезорганизованные, нейтральные, нерегулируемые, регулируемые, бирегулируемые; слитные и четочные комплексы, агрессивные и дегрессивные, равновесные и неравновесные, испытывающие и не испытывающие кризис; сходящиеся и расходящиеся виды комплексов.

К фундаментальным достижениям классификации систем можно отнести раскрытие смысла бирегулируемых систем, в основе которых лежат механизмы прямых и обратных связей, составивших в последствии фундамент кибернетики.

Работа А.Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука» переживает сегодня второе рождение. Богданов первым указал и обосновал идею необходимости перехода от дифференцированного и специализированного знания и способа мышления к интегрированному знанию. В широком смысле «Тектология» – это учение о взаимодействии мировых факторов, организации и оптимизации их связей и отношений. Теорию организации А. Богданова можно считать фундаментом теории систем.

В 20-е годы ХХ века английский математик и философ А. Н. Уайтхед сформулировал философскую систему, ориентированную на процессы. В тот же период времени психолог У. Кэннон развил концепцию гомеостазиса, позволяющему организмам поддерживать состояние динамического равновесия на фоне некоторого колебания внутренних параметров.

Гомеостазис (в переводе с греческого языка Homoios – одинаковый, подобный и stasis – состояние) означает свойство живых организмов поддерживать «внутреннюю среду» в состоянии, обеспечивающем возможность нормального функционирования живых клеток. Способность конкретной системы самостоятельно поддерживать гомеостазис характеризует её устойчивость, а состояние, при котором система устойчива, получило название «стабильное состояние».  Функцию гомеостазиса, обеспечивающего поддержание динамического постоянства жизненно важных системных параметров организма, впервые ввёл кибернетик У.Р.Эшби.

Процессуальная философия психолога Уайтхеда, концепция гомеостазиса Кэннона и экспериментальные работы в области метаболизма оказали сильное влияние на Людвига фон Берталанфи и привели к созданию «Теории открытых систем».

Характерное для 19 века стремление свести все уровни реальности к физическому уровню, сменилось пониманием Мира, как множества разнородных сфер реальности. Эти сферы хотя и теснейшим образом связанны друг с другом, но не сводимы друг к другу. Возникла идея построения единой науки на базе изоморфизма её законов в различных областях знания.

В 40-е годы Берталанфи попытался объединить различные понятия системного мышления и организменной биологии в формальную теорию живых систем. Основные идеи «Общей теории систем» (ОТС) впервые были изложены Л. фон Берталанфи в лекциях, прочитанных в 1937 – 1938 гг. в Чикагском университете, а первые публикации по этому поводу относятся к  периоду 1947 – 1950 гг. [14].

Садовский В. Н. отмечал [15], что одним из стимулов разработки «Общей теории систем» для Берталанфи было стремление объединить науки, развить, по словам К. Боулдинга, «обобщающий слух», преодолеть «глухоту специализации».

Основными задачами ОТС Л. фон Берталанфи считал: формулирование общих принципов и установление точных законов в нефизических областях знаний (биология, социальная сфера); выявление изоморфизма законов в различных сферах знания. Берталанфи подчеркивал, что любой общий закон проявляется во всех объектах, попадающих под его действие, и посчитал, что общим признаком всех объектов является то, что они есть системы [14].

Концепции общей теории систем за свою историю многократно изменялись. Л. фон Берталанфи произвёл значительные модификации по сравнению со своей первоначальной версией. Таким образом, основными задачами «общей теории систем» Л. фон Берталанфи являются:

1.      Формулирование общих принципов и законов систем независимо от их вида, природы, составляющих их элементов и отношений между ними.

2.      Установление точных и строгих законов для не физических областей знания.

3.      Создание основы для синтеза современного научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности.

Для характеристики и описания систем Берталанфи использует следующие формальные свойства.

Целостность означает, что изменение любого элемента оказывает воздействие на все другие элементы системы и ведёт к изменению всей системы, и, наоборот, изменение любого элемента зависит от всех других элементов системы.

Суммативность означает, что изменение любого элемента зависит только от него самого, и изменение всей системы является суммой изменений её элементов, не зависящих друг от друга (взаимодействие в этом случае равно нулю).

Механизация – это процесс перехода системы от состояния целостности к состоянию суммативности. При этом коэффициенты взаимодействия каждого отдельного элемента системы уменьшаются и могут приблизиться к нулю.

Централизация – это процесс увеличения коэффициентов взаимодействия у части или у отдельного элемента системы. В результате незначительные изменения этой части (ведущая часть системы) приводят к существенным изменениям всей системы.

Иерархическая организация системы – заключается в отделении элементов низшего порядка от элементов более высокого порядка.

Общая теория систем призвана способствовать интеграции научного знания; на её основе возможно осуществление нового подхода к проблеме единства научного знания, т.е. вместо редукционизма выдвигается идея перспективизма – единства науки на базе изоморфизма законов в её различных областях.

Важным разделом общей теории систем является теория открытых систем. Следует подчеркнуть, что различие между закрытыми и открытыми системами условно. Закрытых объектов в природе не существует и не следует изучать их в учебной литературе. Если исследователь для упрощения пренебрегает фактом связей объекта со средой, то только тогда мысленную систему можно считать закрытой.

Основу организмической концепции Берталанфи, разработанной в 20-е – 30-е годы ХХ века, составляет представление о том, что живой организм – это не конгломерат отдельных элементов, а определённая система, обладающая организованностью и целостностью. Причём эта система находиться в постоянном изменении – «организм напоминает скорее пламя, чем кристалл или атом». Для познания таких объектов необходимо изменение метода мышления.

Следует обратить внимание на большое сходство «открытий» Л. фон Берталанфи с результатами работ А. Богданова. Следует также заметить, что неизменность атома (и других неорганических объектов) является кажущейся. Атом, например, реагирует на внешние воздействия, вступает в химические реакции, распадается (радиоактивность). Но эти процессы исследователь может себе позволить в некоторых случаях не замечать.

Определение понятия «система» до сих пор не завершено. Начавшийся в 50 – 60 годы “системный бум” не только не уменьшил, но даже увеличил неопределенность толкования понятия «система». Значительно возросло число его трактовок. В настоящее время существует немало работ, подробно разбирающих существующие взгляды на понятие «система». Однако общепринятого и достаточно корректного определения системы нет. Существуют лишь различные её толкования. Этот вопрос будет рассмотрен в главе 3.

С середины ХХ века по мере  появления сложных технических систем стала возрастать степень комплексности и сложности проблем. Затраты на реализацию того или иного решения стали достигать значительных размеров, а риск неудачи становился всё более ощутимым. Требовался учёт всё большего числа взаимосвязанных факторов, а времени на решение становилось всё меньше. В связи с этим потребовались методы, которые позволяли анализировать сложные проблемы как целое, обеспечивающие рассмотрение многих альтернатив, каждая из которых описывается большим числом переменных. Получившаяся в результате развития и обобщения широкая и универсальная методология решения проблем была названа «системный анализ» (см. главу 7).

Большую роль в становлении системных представлений сыграли исследования  в области теории управления. Основы теории автоматического регулирования заложил И.А. Вышнеградский (1831 - 1918). А. А. Ляпунов разработал общие задачи устойчивого движения (1857 – 1918). В ХХ веке А. Тьюринг (1912 – 1954) создал теорию универсальных автоматов (первая английская ЭВМ). Дж. Фон Нейман (1903 -1957) разработал ЭВМ в США. Основатель кибернетики Н. Винер убеждал общественность в единстве механизмов управления в машинах и живых организмах (1948). В то же время К. Шеннон разработал идеи теории информации. Большой вклад в развитие кибернетики внес У. Р. Эшби (1958).

В Советском Союзе в области теории информации и кибернетики работали академик Л. В. Кантарович (1939), академик Глушков (1923 – 1982), академик Берг (1893 - 1979) и др.

Развитие теории управления привело к осознанию, что организации не распадаются под влиянием внешних воздействий только благодаря процессам самосохранения (гомеостазиса). Такие процессы были описаны еще в «Тектологии» А. Богданова [12], и далее развиты в Общей теории систем (ОТС) Л. фон Берталанфи [14]. Для поддержания процессов самоорганизации необходимы обратные связи.

Кибернетика внесла в системные представления идею управляемости организаций различного уровня сложности. С позиций кибернетики удалось увидеть общность (инвариантность) механизмов управления в машине и живых организмах [16, 17]. В дальнейшем эта концепция привела к представлению о самоуправляемой Вселенной.

Ограниченностью кибернетики явилась концепция «черного ящика». Исследуемый объект рассматривался только как функциональная связь входов и выходов системы. Но как эта связь реализовалась в структуре объекта («черном ящике»), кибернетиков не интересовало. Однако важно не только, что происходит, но и почему происходит, поэтому дальнейшее развитие теории систем стало возможным только при раскрытии содержания «черного ящика».

Классическая наука мало интересовалась переходными состояниями и процессами. Из экспериментов их старались исключать. Но вся природа фактически является единым непрерывным «переходным» процессом. Мы живем в эволюционирующем, переходном мире. Стационарные состояния кратковременны, поэтому динамика переходных процессов важнее, чем статика.

Гомеостатированные объекты не могут эволюционировать, они слишком консервативны. Эволюция нарушает гомеостазис организации, заставляет её совершать переходы в другое состояние. Механизмы таких процессов кибернетика не изучала. Идеи глобального эволюционизма в теорию систем внесла синергетика, которая изучает механизмы и причины эволюционных переходов.

На волне идей глобального эволюционизма возникла наука о самоорганизации материи и механизмах глобальной эволюции [18, 19]. Каждая наука описывает объекты «своим» языком. Синергетику интересует развитие объектов любой природы. Она описывает эволюцию на языке, понятном всем. Мировоззренческие следствия синергетического знания могут быть сформулированы без употребления математического инструментария и языка программирования, что делает их удобными для гуманитариев. Появилась надежда, что сверхсложная социоприродная среда может описываться небольшим числом фундаментальных идей и образов, а затем, возможно, и математических уравнений.

В 70 гг. 20 века в науке сложилось понимание возможности самоорганизации материи под влиянием внутренних причин. Появились понятия детерминированный хаос, фрактал, автопоэзис, диссипативные структуры, синергетика [20]. Все теории приблизительно об одном. Они представляют собой учения о взаимодействии, о развитии, о самоорганизации систем разной сложности. Синергетика делает акцент на изучении неустойчивых процессов, т.е. процессов развития.

Синергетика и нелинейное мышление возникли в естественных науках, но их приложения полезны для социальных процессов, например, экономических. Нелинейное мышление становится отличительной чертой человеческой истории. История переходит от описательной фазы к сослагательному наклонению. Ход истории оценивается в плане альтернативных сценариев [22, 23]. Таким образом, синергетика - это синтетическая наука, объединяющая редукционизм и холизм, реализующая свои возможности в результате конвергенции многих предшествующих наук.

Как видно, теория систем продолжает развиваться, включая в себя всё большее количество законов природы. Один из важнейших аспектов современного развития научной мысли состоит в том, что мы более не признаём существования универсальной картины Мира. «Все научные построения являются моделями, представляющими определённые аспекты или стороны реальности». «Различные теории систем являются моделями различных аспектов Мира. Это, конечно, не исключает, а скорее предполагает возможность последующих синтезов, в которые войдут и будут объединены различные, современные исследования целостности и организации» [24].

 

 

 

Выводы

 

1.      Элементы системного мышления первоначально проявились в мифологии. Представления о системности в природе развились  в античной философии.

2.      Бурное развитие философских и естественно - научных представлений о системности в природе произошло в 16 - 18 веках.

3.      В 19 веке системность объектов связывалась с целостностью, наличием границ, автономностью.

4.      Выдающийся российский учёный А. Богданов показал существование общих закономерностей в изменении организационных структур для явлений разной природы.

5.      Идеи А. Богданова и французского математика Р. Тома  положены в основу современной научной дисциплины «Теория катастроф».

6.      Создание «Теории открытых систем» Людвига фон Берталанфи – это важный этап в построении общей теории систем.

7.      «Системный анализ» есть универсальная методология решения сложных проблем.

8.      Исследования в области теории управления сыграли ключевую роль в становлении современных системных представлений.

9.      Благодаря процессам самосохранения (гомеостазиса) организации не распадаются под влиянием внешних воздействий. Для поддержания процессов самоорганизации необходимы обратные связи.

10.  Кибернетика внесла в системные представления идею управляемости организаций различного уровня сложности, а синергетика - идеи глобального эволюционизма.

 

Контрольные вопросы

 

1.  Опишите этапы появления представлений о системности в природе.

2.      Какова концепция античной философии о системности в природе?

3.      Дайте представления древнегреческих философов о первоначале и всеобщем?

4.      Как понималось слово «система» в древней Элладе?

5.      Поясните формы философских и естественно - научных представлений о системности в природе в 16 - 18 веках.

6.      Расскажите о роли российских учёных в создании теории систем.

7.      Каковы основные положения работы А. Богданова «Тектология».

8.      Что изучает теория катастроф?

9.      Каковы основные задачи «общей теории систем» Л. фон Берталанфи?

10.  Какие формальные свойства использовал Берталанфи для характеристики и описания систем?

11.  В чём суть организмической концепции  Берталанфи?

12.  Что такое «системный анализ»?

13.  Чьи исследования сыграли большую роль в становлении системных представлений? Перечислите их.

14.  В чём ограниченность кибернетики?

15.  Что такое синергетика и что она изучает?

 

Литература

 

1.            Тюхин В. С. Отражение, системы, кибернетика. - М.: Наука, 1972.

2.            Философский словарь. - М: Политиздат, 1980.

3.            Аристотель. О частях животных. – М.: 1937.

4.            Огурцов А. П. Этапы интерпретации системного научного знания (античность и новое время) \\ Системные исследования: Ежегодник. - М.: Наука, 1974.

5.            Спицнадель В. Н. Основы системного анализа Учебное пособие.- С-Пб: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000.

6.            Карташев В. В. Система систем. – М.: Прогресс – Академия, 1995.

7.            Ильенков Э. В. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1984.

8.            Кондильяк. Соч. в 3-х т. - М.: т.2, с. 6.

9.            Кант И. Соч. в 6 т. - М.: 1964. т.3, с.80.

10.        Гегель. Соч. - М.: 1932. т.9, с.32.

11.        Моисеев Н. Н Люди и кибернетика. - М.: Молодая. гвардия,1984.

12.        Богданов А. Л. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М.: Экономика, 1983.

13.        Капра С. П. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. – «София», 2002.

14.        Берталанфи  Л. Общая теория систем. - М.: Системное моделирование, 1969.

15.        Садовский В. Н. Основания общей теории систем. - М.: Знание, 1974.

16.        Винер Н. Кибернетика. - М.: 1968.

17.        Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. - М.: Иностранная литература, 1968.

18.        Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике. - Минск, Высшая школа, 1986.

19.        Князева Е. Н  Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Хакеном // Вопросы философии, 2000. №3.

20.        Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980.

21.        Буданов В. Г. Синергетическая парадигма. - М.: 2002.

22.        Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность, 1994. №2.

23.        Малинецкий Г. Г. Нелинейная динамика и историческая механика. // Общественные науки и современность, 1997, №2.

 

Copyright© Крайнюченко И.В., Попов В.П. 2005, All rights reserved

 



Хостинг от uCoz