Инварианты Нелинейного Мира. Copyright © 2006 Попов В.П. All Rights Reserved

 

7.0. Аттракторы человеческого поведения.

7.1. Где руль у колеса истории?

Творчество человечества, основанное на деятельности головного мозга, направлено на выживание человечества и обеспечение экспансии людей по всей земной коре. Человек создает для себя техническое дополнение (техносферу), компенсирующее физиологические недостатки, расширяющее среду обитания, обеспечивающее ресурсами. Деятельность человека разумна, но деятельность самоорганизующейся биосферы стихийна. Почему же разум человека повторяет синергетику «неразумной» биосферы?

В настоящем главе мы стремимся показать, что синергетика природы через подсознание человека материализуется в творчестве (техническом, политическом, экономическом), поэтому алгоритмы истории аналогичны алгоритмам деятельности неживой природы и биосферы.

Существование системы установок и реакций, незаметно определяющих жизнь человека, К. Юнг назвал архетипами [243]. «Не только элементарные поведенческие акты вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение находятся под влиянием врожденных программ, универсальных образцов. Не только большинство действий человека, но и все исторические, культурные явления зависят от подсознательных влечений, которые сублимируются в духовной деятельности и в первую очередь в сферах религии, искусства, философии, политики, морали. Прообраз или архетип является итогом огромного опыта бесчисленного ряда предков. Мы спускаемся к наследию дочеловеческих предков. Психический аппарат всегда устанавливал отношения организма со средой, поэтому в психике запечатлялись типичные реакции на повторяющиеся условия жизни» [243].

Знания об окружающем Мире не являются полными и представляют собой лишь упрощенные образы реальности, т.е. модели. Каждая научная эпоха воспринимает Мир, строит мысленные модели, просеивая информацию через фильтр определенной парадигмы. В свою очередь, парадигма каждой эпохи является продуктом упорядочения социальной информации в общественном сознании и усваивается в процессе воспитания личности. (Модель плоской Земли существовала в мировоззрении людей несколько тысяч лет). Парадигмальный стиль мышления может уходить на уровень подсознания и не давать возможности воспринимать новации. Этот уровень сознания не наследуется. К. Юнг назвал это явление индивидуальным бессознательным.

Коллективное бессознательное (архетипы) передаётся по наследству. Паук умеет плести паутину благодаря наличию коллективного бессознательного опыта. Взаимоотношения полов и интерес к другому полу врожденные. Чувство голода, страха, любви, зависти, желание иметь и др. передаются по наследству. Эти программы поведения этологи обнаруживают у многих животных [69].

К. Юнг иллюстрировал существование архетипов поведения на примере стандартов межчеловеческого общения, но А. Богданов пошел дальше и всю организаторскую деятельность связал с генетическим наследством. «Человек в своей организующей деятельности является только учеником и подражателем великого всеобщего организа­тора  - природы. Поэтому методы человеческие не могут выйти за пределы методов природы и представляют по отношению к ним только частные случаи» [30].

Стойкость архетипов поведения, как и любых генетических программ, определяет ход истории. Человечество тысячи лет «наступает на одни и те же грабли». А. Богданов писал:  «Нет прогресса челове­ческой природы,— достаточно вихрю истории сорвать с евро­пейца бумажный плащ гуманной цивилизации, чтобы под ним обнаружился извечный троглодит». Поведение человека до нашей эры и современного остаются очень схожими. Достаточно  сопоставить басни Эзопа, Крылова и современность, чтобы убедиться в этом.

Известный психолог Пиаже, изучая разумное восприятия у младенцев и детей, пришел к выводу, что корни разумного восприятия лежат в инстинктивной реакции на прежний опыт вида (человечества) [170]. Наличие инвариантов действий людей и инстинктивного поведения природы стирает грань между разумными и неразумными действиями.

Итак, мыслители прошлого замечали, что поступки и решения животных и людей детерминируются некоторыми шаблонами, передаются из поколения в поколение через гены. Этот механизм, скорее всего, функционирует на уровне подсознания. Кора мозга является молодым образованием и в меньшей степени несет в себе рудиментарные механизмы поведения, выбора и принятия решений. Подсознание сможет аккумулировать эмпирический опыт  (интуиция, индивидуальное бессознательное).

Подсознательный характер детерминации творчества человека можно показать на примере музыки, воплощающей неосознанный язык эмоций и созданный посредством комбинаторики звуков. Законы организации музыкальных произведений (теория музыки) эксплицированы из произведений великих композиторов, как логика Аристотеля эксплицирована из речей ораторов. Рассмотрим музыку с синергетических позиций.

Развитие музыкального произведения начинается с темы (главной мелодии), которая затем переходит в вариации около мелодического аттрактора и, часто завершается тональным аккордом. Присутствуют нелинейные ритмы (синкопы). Мелодия и все её вариации являются гомологическим рядом развития темы. В полифонических произведениях конкурируют комбинации мелодий и ритмов. Множество музыкальных инструментов звучат гармонично. Периодически гармоничность нарушается, затем восстанавливается, но завершение часто гармоничное. У слушателя возникает удовольствие от попадания в ожидаемую цель (гармонию). Такие же ощущения испытывает рыбак, когда «клюёт!» и грибник, когда «нашёл!». Совпадение в ощущениях музыки у композитора и слушателей свидетельствует о единстве, каких то структур подсознания.

Периодически соло (доминант) переходит от одного инструмента к другому (эстафета). Если это импровизация, то она напоминает самоорганизацию, т.к. аккомпанемент не противоречит солисту и создает с ним гармоничное звучание. Ритмический рисунок музыки фрактален по своей природе. Низкие звуки отсчитывают медленные (целые) такты. Басы всегда звучат медленнее теноров. Чем выше звучание, тем ритмика его становится подвижнее. Быстрые ритмы свойственны высоким нотам.

Отдельный звук имеет свой жизненный цикл. Звук набирает громкость и затухает не мгновенно. Высокая громкость соответствует концентрации эмоций. Жизненный цикл имеет любая мелодия. Жизненный цикл звука короче жизненного цикла мелодии. Аналогично, жизненные циклы микроорганизмов короче, чем у крупных животных.

Если звук не имеет вибрации по громкости и частоте, то воспринимается как некрасивое, неестественное звучание (в природе автоколебания свойственны всем процессам). Исполнитель музыки постоянно отклоняется от метрономного ритма, замедляя и ускоряя темп и ритм (флуктуации).

Соблюдается закон пропорциональности. Если ударные инструменты заглушают солиста, то это «дурной тон». Нарушение пропорциональности вызывает отрицательные эмоции, а возврат к гармоничности вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. Периодические диссонансы являются эмоциональным «кнутом», а приходящие им на смену консонансы - «пряником». Гармония музыки и гармония биоценозов вызывает схожие эмоции.

Итак, музыканты обладают обостренным «прочтением» своего подсознания, посредством музыкальных инструментов осуществляют звуки, которые резонируют с подсознательными процессами большинства людей. Музыкальный слух передается по наследству, следовательно, генетические программы запечатлели синергетический опыт всей природы.

Существование архетипов можно объяснить тем, что человек сам есть продукт развития биосферы. Его мозг прошел длительную цепь эволюционных превращений. Выживали особи, принимавшие правильные решения, согласованные с законами развития (естественный отбор). Поэтому в мозговых структурах зафиксироваться каноны развития, которые детерминируют решения, поступки, поведенческие реакций. Дополним существующую картину шаблонов поведения примерами из науки и техники.

Творчество людей максимально сконцентрировано в инженерной деятельности. Маркс формулировал задачу изучения основных законов развития техники, т.к. по ним можно изучать законы развития сознания. Можно сказать, что в настоящее время такие исследования уже проведены [12], сформулированы правила конструирования техногенных систем и процессов, поэтому наша задача сводится только к сравнению алгоритмов синтеза природных и искусственных систем. В своих рассуждениях начнем с анализа правил Декарта [12]. Вот некоторые из этих правил:

1.       Каждый трудный вопрос разлагается на столько частных вопросов, чтобы стало возможным более легкое их разрешение.

2.       Всегда начинать с простейшего и постепенно переходить к более сложному.

3.       Составлять полные обзоры работ предшественников.

Эти правила, сами по себе, отражают законы развития природы. Правило 3 исходит из того, что всякая новая система  есть комбинация  уже известных блоков и подсистем (см. гл. 5. 6). «Новое – это хорошо забытое старое». «Без знания нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка» (А. Эйнштейн). Изобретатель, как правило, использует для решения технической задачи приёмы, которые уже использовались где-то в других областях техники  для решения совсем иных задач. Чем шире кругозор изобретателя, тем легче ему использовать заимствование решений [12]. Французский садовник Монье придумал железобетонные садовые кадки. Использование этой идеи к другим задачам позволило решить множество строительных проблем. Эдисон изобрел фонограф – прибор для записи звука, соединив в новую комбинацию известные элементы.

Второе правило Декарта (начинать с простейшего и постепенно переходить к сложному) рекомендует строить мыслительные конструкции в той же последовательности, в какой развивались природные системы (закон – от простого к сложному и цепные процессы эволюции. См. гл. 5). Человеческие изобретения идут как цепи последовательных улучшений уже известных конструкций. Примеров великое множество, приведем только некоторые [12].

Бельгиец Жобар предложил для освещения помещений раскалять угольную палочку. Позже американец Фермер сконструировал лампу накаливания для освещения своего дома. С 1840 г. по 1860 г. было выдано 6 патентов на модернизацию лампы накаливания. В России капитан Сергеев построил и использовал в армии прожектор с платиновой нитью и водяным охлаждением. А.Н. Лодыгин (1872 г.) её усовершенствовал, но только Эдисон добился достаточной продолжительности работы лампы накаливания, но и до сих пор процесс совершенствования продолжается.

Паровоз, пароход - это сотни и тысячи отдельных изобретений. Велосипед продолжают изобретать до сих пор. В 1813 г. лесничий Дрез придумал «беговую машину». Педалей не было, при езде отталкивались ногами от земли. В 1840 г. появились педали на оси переднего колеса. В 1845 г. - тормоза. 1884 г. - цепная  передача. 1890 г - пневматические  шины.

1897 г. - механизм свободного хода [12]. В главе 6.3 прослеживались эволюционные ряды технических изобретений человечества, протяженностью в тысячи лет.

Первый принцип Декарта уже проиллюстрирован приведенными примерами. Эволюционное движение в природе разложено на ряд коротких шагов, каждый шаг реализуется, когда создаются условия для этого. Изобретения и открытия, опередившие возможности эпохи, остаются незамеченными для современников их замечают спустя много лет часто после повторного изобретения. Примером может быть проект вертолета Леонардо де Винчи на мускульном двигателе. В 1842 г. англичане Хенсон и Стрингфелл изобрели «паролет» для полетов из Англии в Индию, но мощности тяжелой паровой машины было недостаточно для реализации проекта.

Мысль опережала реальные возможности техники, и естественный отбор браковал решения, но идеи продолжали храниться в социальной памяти общества, пока развитие других эволюционных рядов не «догоняло» высказанную идею, и новая удачная комбинация (интеграция) не реализовывалась в «конструкции». Например, самолет полетел только тогда, когда появились легкие и компактные двигатели.

Талантливый исследователь алгоритмов технического творчества изобретателей Альтшуллер эксплицировал из десятков тысяч изобретений некоторые инварианты решений [12]. Следует отметить, что изобретатели действовали интуитивно, следовательно, решения приходили из подсознания. Аналогично Аристотель из речей ораторов эксплицировал логику. В главе 4 проводится мысль, что системное мышление уже «зашито» в подсознании. Задача обучения методам творчества заключается в переводе неосознанных процессов на уровень сознания. Рассмотрим некоторые приёмы поиска решений, инвариантные алгоритмам развития природы. Жирным шрифтом выделены рекомендации Альтшуллера. Нормальным шрифтом – природные инварианты, освещенные в настоящей монографии.

1.       Решение проблем через разделение объектов на разные по значению части. Сепаратизм, специализация, дифференциация являются основными приёмами синергетики природы (глава 5.2).

2.       Решение проблемы через изменение соседних объектов. Чем более развита система управления в некоторой организованности, тем в большей степени она оказывает влияние на среду обитания. В главе 3 приводится пример воздействия прокариотов на атмосферу планеты и стремление к преобразованию природы человеком. В рыночных отношениях осуществляется рефлексивное управление поведением конкурентов.

3.Для решения задач высшего уровня нужны знания, выходящие за пределы специальности, надо знать законы развития технических систем. В настоящей работе для выявления инвариантов задействованы естественные, и гуманитарные науки. Например, Малинецкий Г.Г. считает необходимым создание "теоретической истории" - науки, имеющей дело с историческими процессами [132]

4.       Не годятся решения, где выигрыш одной стороны сопровождается проигрышем другой. Человечество, утратившее в ходе эволюции остроту природных сенсоров, вынуждено было компенсировать эту потерю техническими средствами. Нежелание властных структур идти на уступки народу и другим классам приводило к революционным  кризисам.

5.       Термины навязывают шаблоны и стереотипы. Ярким примером являются догмы о неспособности животных мыслить, об исключительности человеческого сознания, о жестком разграничении понятий «инстинкт», «разум», «управление».

6.       Минимальная задача – это устранение дефекта. Максимальная задача – это выход в надсистему. Гомеостатика ориентирована на устранение дефектов (минимальная задача), но эволюция есть интеграция ЭРов, т.е. взаимодействие с надсистемой.

7.       Надо одновременно видеть элементы, подсистемы, надсистемы в динамике. Развитие синергетической теории систем, введение понятия эволюционный ряд соответствует этой рекомендации.

8.       Конфликтующих надо разводить в пространстве и во времени. Этот приём широко используется при разрешении конфликтов между людьми в организациях, между враждующими странами (миротворческие силы).

9.       Инерция интересов выше интересов экономики, интересов здравого смысла. Люди  долго пользуются устаревшими идеями. Это утверждение многократно обобщалось в настоящей работе как закон инерции, консерватизм, традиции, обычаи.

10.   Необходимо соблюдать закон энергетической проводимости связей. В главе 6 приводились примеры разрушения крупных империй из-за неэффективности коммуникаций, а также важность морских коммуникаций для осуществления экспансии человечества, для «сукцессии» цивилизаций.

11.   Закон неравномерности развития частей системы, несогласования ритмики развития частей. Неравномерное накопление богатства, неравномерное развитие человеческого социума приводило, и будет приводить к войнам, кризисам. Закон жизненного цикла вытекает из закона неравномерности.

12.   Выбор решения часто зависит от предпочтения, а не от рациональности. Эта мысль подтверждалась при обсуждении бифуркаций по схеме «И – И» и будет рассматриваться в разделе «экономической психологии». Действия людей не подчиняются законам теории вероятностей, выбор будущего регламентирован предпочтениями и имеющимися возможностями.

Как видно, эволюция техносферы сначала происходит в сознании человека и только потом материализуется в истории техники, науки, экономики, цивилизации, политики. Этот факт доказывается идентичностью алгоритмов развития биосферы и человеческого общества (глава 5 и 6).

Итак, «во всех видах творчества есть нечто общее. Люди бессознательно пользовались приёмами природы. Дальнейшее развитие техники не мыслимо без использования патентов природы. Жизнь научных теорий во многом совпадает с закономерностями развития машин» [12].  Если развитие техносферы следует алгоритмам синергетики, то механизмы сознания следуют законам развития всей природы. Законы развития зашиты в подсознании и передаются генетически от предков к потомкам.

Интересно, что разум техногенным путём компенсировал не только свойственные человеку недостатки, но и дополнил некоторые отсутствующие функции. Человек и приматы не умеют летать, но человек создал техногенные «крылья». Можно считать, что полеты человека заимствованы из опыта природы (бионика). Кому неизвестны полеты во сне? Может быть, человек сохранил память о рудиментарных летательных органах в рецессивном банке генома? Киты сохранили рудименты ног, хотя давно не передвигаются «пешком». Ранее вопрос о существовании генетического банка биосферного опыта обсуждался. Известно, что некоторые предки приматов летали. Рассмотрим эволюционный ряд «летательных аппаратов» в его эволюционной последовательности.

Известны летающие рыбы, насекомые, рептилии, птицы, животные–планеры (белки летяги). Наконец, неосуществленные проекты Леонардо де Винчи, воздухоплавание (во Франции,18 век), аэростаты и дирижабли (19 век). Практическое применение аппаратов тяжелее воздуха началось на рубеже 19-20 веков. Далее росла дальность, скорость, высота, мощность, грузоподъемность, экономичность полётов. Стали применять реактивную тягу, и ракеты.

Колесо в средствах передвижения живых существ не используется, хотя небесная механика построена на вращательном движении. Землю можно сравнить с колесом, имеющим виртуальную ось. Солнечная система, галактика также являются космическими «колёсами». Человечество использовало колесо ещё в шумерской цивилизации. Водный транспорт первоначально использовал весла (аналог плавника) и парус. С появлением паровой машины вращение (колесо) вытеснило все остальные «движители». Колесо входит почти во все машины и механизмы. Но колесный сухопутный транспорт потребовал развития сети дорог и индустрии их строительства. Города имеют концентрированную сеть дорог. И это отчуждает у биосферы столько земли, что начинает угрожать её благополучию. Человечество, вступив на путь «колесного мира» (бифуркация), теперь не может с него свернуть, вступая в очередной кризис. Может быть, живые существа «отказались» от колесного движителя потому, что не умели строить дороги.

Очевидно, сознательные действия не всегда действуют по шаблонам природы, осуществляя стохастический поиск новых вариантов существования. Сознание, кора головного мозга возникли относительно эволюционного времени недавно. Мозг, как управляющий орган, инструмент мышления, существует не более 500 млн. лет и накапливал синергетический опыт этого времени.

Высокие абстракции, например, математика, являются результатом деятельности сознания. Может ли сознание проникнуть в тайны первоначал, в тайны лежащие за пределами эмпирического опыта мозга? Исходя из эволюционного опыта, «зашитого» в подсознании, трансляции информации из прошлого в настоящее (эстафетное управление, сукцессия), можно предполагать, что биосфера, следуя синергетическим законам развития неживого мира, аккумулировала законы в биосферном геноме. А гены достались по наследству человеку.

Например, сознание ограничено только тремя измерениями. Четырехмерный мир сознанием не ощущается. Время и пространство являются субъективными способами ощущения динамики мира (см. главу 1.7). Всё, что лежит за пределами здравого смысла, воспринимается с большим трудом.

Здравый смысл является прагматическим опытом всех индивидуумов. Здравый смысл измеряет Мир с использованием частей тела (сажень, фут, пядь), а время калибруется онтогенезом (возраст, срок жизни, миг, век). Длительные геологические, биологические и исторические процессы не «охватываются» близоруким и «кратковременным» здравым смыслом, т.к. интервал человеческой жизни неизмеримо короче. Здравый смысл не может воспринимать неравновесность нелинейность, необратимость, бесконечность, хаос.

Нелинейный и многомерный мир как бы отсутствует для человека. Человек не «видит» четырехмерные объекты, как глаз лягушки не воспринимает неподвижный мир. Только возможность  абстрагироваться от здравого смысла (с помощью математики, например) способна поднять человека над рудиментами линейного сознания. Удивительно, но и очень крупные ученые, владеющие абстрактным мышлением, не могут избежать соблазна линейной экстраполяции явлений, законов, моделей в будущее и за пределы «зоны видимости».

Например, Л. Больцман, автор второго закона термодинамики и энтропии, с легкостью распространил эти понятия на весь Мир, ошибочно предсказав тепловую смерть Вселенной. Закон, выведенный им для очень простых молекулярных и изолированных систем, без ограничения был распространен на всё сущее. Несмотря на справедливую критику, этот рудимент «здравомыслия»  до сих пор кочует по учебникам и периодическим изданиям (2.2).

Выработанные природой механизмы развития, подсознание сохранило благодаря консерватизму, который аналогичен закону инерции, принципу Ле – Шателье, функциям иммунной системы, сохраняющей гомеостазис, а это значит, что все, что проверено надо сохранять а новое надо отвергать (5.4). Новация или должна проникнуть незаметно (шпионаж), или пробиться большой избыточностью (война).

Консерватизм проявляется во всех сферах деятельности людей, например, в науке. Чем революционнее открытие или изобретение, тем больший шок и сопротивление оно вызывает. Известны факты отторжения не традиционной пищи. В России раскрепощение крестьян вызывало много недовольств самих крестьян, известны попытки сопротивления внедрению паровой машины на парусные суда, борьба извозчиков с автомобилем и др. Вначале теория относительности отторгалась подавляющим большинством умов, а теперь подавляются все, кто пытается обоснованно её опровергнуть. Новая информация встречается фразой: «этого не может быть». Спустя время фраза заменятся: « в этом что – то есть». И, наконец, новация закрепляется: «кому же это не известно?». Новация переходит в стадию гомеостазиса и становится опорой консерваторов.

В живом мире консерватизм проявляется как механизм репарации клеточных мутаций, половой отбор, естественный отбор. В человеческом обществе - это консерватизм обычаев, традиционализм культур, верований. Отвергнутая новация не исчезает, а остается существовать в виртуальном состоянии. Есть основание думать, что и мутации генома, не будучи материализованы, глубоко депонируются «до востребования» в недрах ДНК, потому что может послужить базой для будущих комбинаций.

Консервативность является проявлением рациональных генетических программ поведения, зафиксированных в структурах мозга, препятствующих неравномерности развития частей систем (технических, политических, экономических, биологических). Консерватизм сдерживает непропорциональное развитие частей целого, предотвращая быстрый распад системы.

 

7.2. Аттракторы политического и экономического поведения.

Управление в форме политики организует деятельность блока К в ИЖО на эксплуатацию биолокуса, добычу «своих» ресурсов и захват «чужих» (войны). В целом политика направлена на выживание, самосохранение, адаптацию ИЖО.

Экономика, как и политика, ориентирована на самосохранение ИЖО, но другими средствами. Экономика организует поступление, производство и распределение ВЭИ ресурсов внутри ИЖО и за его пределами.

Задачей настоящей главы является выяснение мотивов, определявших инварианты развития общества на протяжении тысяч лет. Базой для анализа послужили работы психологов [66], имеющие отношение к теории управления, теории принятия управленческих решений. Методы обобщения разрозненных фактов позаимствованы из общей теории систем и синергетической теории систем (4.4).

 Действия человека, как живого существа, мотивируются потребностями, которые подразделяются на материальные (вещество), энергетические и информационные. Они могут быть наследственными (голод, жажда, тепло) и приобретёнными в процессе онтогенеза (эстетические и др.). Психология изучает мотивы поведения людей, но, как и все другие науки, делится на сферы влияния.

Политическая психология считает, что "психологическое поле власти", природное, как поле гравитационное или магнитное [242]. Политическая психология выясняет отношения человека к власти по поводу «контроля своих доходов и расходов, своих гражданских прав и обязанностей, свободы передвижения и свободы совести». Каждый человек непременно осуществляет власть и, как минимум, повинуется власти, находясь в ее поле. Продуктом труда в политической деятельности является система власти, которая способна обеспечивать достаточный уровень жизнеобеспечения ИЖО. В главе 6.4 мы формализовалась власть как средство рефлексивного управления. Без владения ресурсами власть невозможна.

Каждый раз, перемещаясь в новую общественную среду, человек изменяет свои психолого-политические особенности. Политическое поведение человека целиком определяется той общественной средой, в которой он находится (адаптация). Общество на протяжении всей своей истории тратит огромные усилия на формирование политических стереотипов в сознании человека: потребности в труде, трудовой мотивации, готовности к трудовым затратам, получению конкретных результатов, удовлетворения от труда.

Ссылаясь на главу 3, политическую деятельность можно причислить к управленческой. Стремление к лидерству встречается у всех высших животных. Некоторые люди готовы умереть за политический престиж, а другие  легко уступают лидерство. В каждом человеке есть программа подчинения лидерам, которая особенно сильна в детском возрасте. Без этой программы сосуществование в коллективах (К) и воспитание было бы невозможным. История политической борьбы изложена в главе 6.3.

Успех в политической борьбе часто обеспечивается богатством, поэтому  ментальность политиков, определяется   богатством. Политика стремится превратить общество в человеческий муравейник, подчиняющийся политикам, но общество сопротивляется этому. Политики чаще берут верх, потому, что их  властные мотивы сильнее и действия больше обеспечены ресурсами. Идет борьба различных социальных идеалов. Отбор происходит по результатам «перетягивания каната». Борьба за существование (не до жиру) нацеливается на конформизм (альтруизм). Борьба за преобразования нацелена на трансформизм (эгоизм) [34].

Принято считать, что общество развивается прогрессивно. Однако прогресс – регресс оценки субъективные относительно некоторого общественного идеала. Прогресс представляет собой путь, ведущий к цели социума, а цель может быть ложной. Поэтому при утере идеалов периодически утрачивается вера в прогресс. На разных стадиях ЖЦ идеалы могут меняться [34].

Пассионарные толчки, порождающие новый этнос (Гумиле), можно отнести к политической деятельности. Пассионарная стадия утверждает культ силы, экспансии, нетерпимости к инакомыслию. Например, в Иране (591- 651 г.) вельможа Маздак захватил власть и истребил знать и духовенство, интеллект нации. Это породило  разложение культуры, далее произошло завоевание арабами, эмиграция и гибель всех грамотных и образованных персов. После чего начал складываться новый народ с новой культурой и новым языком» [59, 60]. На стадии зрелости идеалы этноса изменяются. Пассионарии начинают раздражать обывателей, у которых нет желания куда-то стремиться, и пассионарии уходят «в тень». Изменяются социальные установки, открываются шлюзы для новых идей. Развивается наука и культура, поэтов и ученых уже не истребляют, их просто игнорируют и не мешают им творить [59].

Следует разобраться, почему авторитарные лидеры часто подавляют «чужие» идеи и инициативы. Откуда возник доминирующий в истории мотив авторитаризма? Ответить на поставленный вопрос можно только с позиций СТС, отталкиваясь от концепции эволюционных рядов (ЭР). Очевидно, роль личности в истории проявляется через силу мотивов. «Звучание» мотива стимулирует к действиям. Однообразные мотивы (шаблоны) делают историю однообразной, поэтому предсказуемой. Осуществим системный анализ генеральных мотивов поведения, определяющих ход человеческой истории.

Открытые системы нуждаются в притоке ресурсов из внешней среды и «сбросах» продуктов функционирования (жизнедеятельности), поэтому этим проблемам уделяется много внимания в человеческом обществе. Экономика развивалась как механизм организации обмена веществ в обществе. В первую очередь живое вещество отрабатывало механизмы добывания  ВЭИ ресурсов (пищи). Источником ресурсов является окружающая среда. На источники ограниченных ресурсов претендуют все ИЖО, поэтому организмы выработали программы ведения борьбы за ресурсы. Человек, не являясь исключением, для добычи ресурсов мечём и оралом создал блоки С и П. Добывают ресурсы из «своих» биолокусов, посредством «своих» членов коллектива (К). Отнимают ресурсы у «чужих» ИЖО действиями «своих» воинов.

На выход системы поступают продукты деятельности. «Закупорка» входа и (или) выхода приводит к разрушению любого живого объекта (3.4). Главной целью всего живого является самосохранение. Для этого должно обеспечиваться поступление ресурсов на вход, осуществление гомеостазиса и «сброс» продуктов жизнедеятельности в окружающую среду. Эти важнейшие функции поддерживаются автоматическими программами поведения, провоцируемыми подсознательными мотивами. Потребности в веществе и энергии удовлетворяются посредством труда и экономической системы. Исследованием мотивов поведения «человека экономического» занимались А. Смит, А. Маршалл, Дж. Кейнс, но классики слишком упрощенно подходили к этому вопросу. Плеядой ученых психологов выявлено множество разнообразных мотивов поведения человека [66]. Результаты обобщены ниже.

Активность организма в отношении обеспечения ВЭИ ресурсами поддерживается разными проявлениями психики: жадность, скупость, запасливость, экономность. чувство собственника, воровство, попрошайничество, агрессивность, экспансивность потребностей, эгоизм к «чужим», альтруизм к «своим», любопытство и т.п.

Выходной канал несёт другую нагрузку. Он является не только средством санации живого  объекта, но является также источником информации, поступающей в окружающую среду, средством влияния на окружающую среду. Для биосферы главной информацией является генетическая информация. Распространение генетической информации, её размножение, ретрансляция является средством сохранения вида (рода).

Половое размножение позволяет воспроизвести свою информацию в многочисленном потомстве с целью самосохранения индивида, вида, племени. Примитивные формы жизни поддерживают устойчивость за счет избыточного воспроизводства потомства (рыбы, насекомые, растения). Более развитые животные научились защищать потомство (информацию) от гибели, что позволило сократить численность потомков без ущерба для выживания. Этот тренд проявляется в «главном инстинкте» всего живого – продолжении своего рода. Рыбы выметывают миллионы икринок. В стаях наиболее «достойный» самец содержит свой «гарем» и борется с конкурентами. В древних племенах процветала полигамия, многоженство. Доминантный самец поддерживал генетическое здоровье племени. Гаремы и сейчас существуют у разных народов. Всем известное чувство ревности является ярким примером генетической программы поведения, претендующей на право распространять только свою генетическую информацию. Человеческая культура и основная масса художественной литературы густо замешана на этой проблеме.

В современности мотив максимального размножения  потерял  актуальность. Борьба за лидерство, за власть уже не преследует цель увеличения количества своих детей. Это связано с тем, что в человечестве появился альтернативный информационный мотив – размножение социальных генов, размножение социальной информации о себе. Большее значение приобретает социальная защищенность потомства, способность прокормить, воспитать (не количество, а качество), для этого нужен опыт, знания, научение. Социальная информация дополняет биогенетическую информацию.

Стремление к власти дает возможность распространять свои идеи, свое влияние. О лидерах в социальной памяти общества сохраняется информации больше, чем о «простом» человеке (печатная продукция, легенды, сказания). В среде ученых ведется непримиримая борьба за свои идеи.  Актерская среда информацию о себе воплощает в «любовь» зрителей всеми доступными методами. Религиозные конфессии с особой непримиримостью утверждают «истинность» своего учения и борются за «паству». Как видим, главный инстинкт (мотив размножения) претерпел мутацию, но сохранился в форме социального явления. Размножение генетической информации сохранило актуальность, но дополнилось размножением социальной информации.

Непреодолимое стремление «показать себя», оставить о себе память в поколениях, зафиксировано в генах в виде программ поведения, проявляющихся на бессознательном уровне как мотивы (внутренний голос). Памятник на кладбище, завещание, где похоронить, также удовлетворяют этот мотив.

После смерти человека остается социально и биологически значимая информация, которая ассоциируется с понятием «душа». Душа «переселяется» в информационную систему других людей не только после смерти, но и при жизни её носителя. Живущие должны понять, в чем суть их бессмертия. Это информация в ДНК и «добрая память». Итак, благодаря СТС удалось сделать ещё одно значимое обобщение в сфере психологии.

Итак, «мотив сохранения и транслирования своей информации» интегрирует варианты проявления психики людей. Например, стремление к славе, власти, почестям, уважению. Снобизм, гордость, распространение своей идеологии, подавление «чужой» идеологии, учеба, самореализация, любопытство, консерватизм и пр.

Стремление ретранслировать «свою» информацию, умножить, сохранить, передать в будущее (наследство) является следствием вселенского закона возрастания количества и разнообразия атрибутивной информации.

В главе 5.1 приводились данные о том, как в ходе эволюции живого вещества увеличивалась информационная ёмкость главного носителя информации (ДНК). Прослеживается эволюционный ряд: атрибутивная информация субстрата – атрибутивная информация неживой материи – генетическая информация живого вещества – функциональная информация мозга – социальная информация социумов животных – социальная информация человечества.

Открытый с помощью СТС «Закон ретрансляции своей информации» позволяет объяснить многие исторические факты. Варвары игнорировали «чужую» римскую культуру, которая опередила их уровень развития на тысячу лет. Вандалы уничтожали, разрушали, жгли чужую культуру, не пытаясь её использовать в своих благах для защиты своей информации от посягательства «чужих». Культура цивилизаций транслировалась по поверхности планеты только в направлении акцепторов, готовых её принять (глава 6).Остальные отторгали её.

Проблема отцов и детей возникает на этой же основе. Отцы хотят сохранить информацию о своем опыте жизни, а дети адаптируются к новым условиям жизни.

«Молодые» техногенные системы легче адаптируются в чуждых культурах, т.к. подсознание не имеет иммунитета против них, но древние традиции  разных культур (религия) осваивается очень медленно.

Помимо заботы о ВЭИ ресурсах и умножении информации выделяется механизм самосохранения от разрушительных действий внешней среды (травмы, убийство, деструкция). Под средой будем понимать окружающую биогеосферу. Для препятствия деструктивным действиям необходим набор поведенческих реакций, отслеживание опасностей, принятие превентивных мер защиты. Например, осторожность, агрессивность, любопытство, познавательный инстинкт, защита потомства, мимикрия, миграция, чувство стаи, патриотизм, разделение на «своих» и «чужих». В связи с защитными реакциями следует подробнее рассмотреть комплекс поведенческих реакций «своих» по отношению к «чужим».

У животных очень четко развито деление на «своих» и «чужих», чувство «своей» территории, которую надо защищать. В человеческом социуме также зашит ментальный образ «своей стаи». Признаки, отличающие своих и чужих, могут быть естественными. Например, цвет волос, цвет кожи, форма лица, язык, обычаи, традиции. Они могут быть искусственными (одежда, прическа, повязки на рукаве, значки, жесты и пр.). Психобиологическая основа человека порождает воровство, агрессию по отношению к «чужим» (в меньшей степени к «своим»), но защищает своих детей, территорию и ресурсы.

Мирно сосуществуют на одной территории живые существа, которые не конкурируют за пищевые ресурсы (биоценозы, сотрудники человеческих корпораций). Конкуренция внутри «своей стаи» менее жестокая, чем между стаями, ибо «своих» связывает общая выгода, общая цель выжить. Среди «своих» распространены альтруистические отношения. Инородцы, «чужие» представляются претендентами на ресурсы, поэтому отношение к ним всегда настороженное, даже агрессивное. «Чужие» представляются врагами, недругами. Они опасны, недоброжелательны, иноверцы. За этим следует мнение, что «все наши беды из-за них». Вот и готова база для проявления экстремизма, настороженности, отчуждения, изгнания во всех возможных формах. Для пробуждения антагонизма к чужым не требуется усилий. Эти генетические программы всегда готовы к действию. Достаточно поднести спичку и пожар заполыхает.

Обществу легко внушить идею своей исключительности, элитарности идеологии, религии. Человечество в ходе эволюции приобрело социальные механизмы регулирования поведения своих членов: воспитание, культура, нравственность, обычаи, политика, религия. Если не изменить генетические программы поведения, то проблема интеграции человечества в единый, «родной» социум никогда не будет решена. Реконструировать свою генетическую основу человечество еще не умеет, поэтому придётся использовать технологии воспитания, подавлять «вредные» программы поведения и активизировать полезные.

Возможность корректировать поведение человека основывается на том, что в генах высших животных и человека помимо эгоистических тенденций (конкурентной борьбы) заложена противоположная тенденция – альтруистическая. Примером может служить забота многих животных о сохранении вида даже в ущерб индивидууму. Самцы павианов вступают в неравную борьбу с леопардом, жертвуя собой, спасают самок и молодняк. Люди демонстрируют врожденные программы альтруизма, защищая животных и слабых. Следовательно, существует возможность «катализировать» работу альтруистических программ посредством воспитания.

Примером положительных сдвигов в поведении людей может служить медленное изживание людоедства. 6 тыс. лет назад съедание врагов считалось нормой. В жертву языческим богам приносились люди. Затем в жертву стали приносить животных или вещи. Языческие обряды остались в символических ритуалах. Съедание булочки и порции красного вина символизирует в православной церкви  причастие к телу Христа и его крови. Сохранилось выражение «начальник меня съедает». Периодически наблюдаются рудименты людоедства среди современных маньяков.

Охота привлекает мужчин, которые готовы платить большие деньги, чтобы в Африке убить крупное животное. Трофеи (головы, рога, шкуры) являются предметом гордости. Но появилось много людей, которые не могут убивать, т.е. имеет место внутренний запрет. Итак, изменить поведение людей можно, но это длительный процесс.

Религия является самым консервативным элементом культуры и ожидать, что произойдёт массовый переход на единую веру, бесполезно (только атеизм для всех одинаков). Поэтому следует воспитывать терпимость к другим религиям, но не следует строить рядом церкви, мечети, синагоги, и т.п.

Участвовать в национальных и религиозных праздниках в качестве гостей целесообразно. Это умиротворяет, снимает подозрения и агрессивность. Ментальное меньшинство для снятия агрессивности большинства не должно вызывающе демонстрировать свои права на проведение культовых мероприятий.

Искусство не разъединяет людей т.к. танцы музыка, живопись имеют общие генетические корни. Любому этносу нравится, когда гости говорят, поют песни на их языке при этом не важно, на каком языке они общаются на своей родине. Следовательно, есть потребность в едином языке общения. Это может быть один из существующих языков или какой-нибудь «синтетический» язык.

Современные страны и народы объединяет экономика. Экономическая интеграция объединяет, отличающиеся по менталитету общества. Наука и техника также всеми воспринимаются без антагонизма. Людей всегда объединяет чувство общей опасности, поэтому через СМИ и образование следует развивать чувство общей для всего человечества опасности (космические, техногенные, экологические катастрофы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                 Рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.2.1. Спектр шаблонов поведения

 

Наиболее эффективно воспитание в раннем детском возрасте. Этот факт объясняется тем, что процесс созревания мозга существенно зависит от его функциональной нагрузки. Детские впечатления наиболее яркие, буквально «зашиваются» в структуры растущего мозга и этот период на всю жизнь определяет чувство своей «стаи» (национальную идентичность, язык, культуру, менталитет). Можно считать, что первым, наиболее эффективным воспитателем является семья и от интеллекта матери в большей степени зависит интеллект ребенка. Государство, общество может влиять на этот процесс через просвещение матерей, повышение социального статуса женщин, усиливая дошкольное воспитание в детских садах в направлениях этики, нравственности, альтруизма. Итак, мотивы поведения людей достаточно однообразны в качестве инвариантов развития.

На рис. 7.2.1 представлен неполный спектр шаблонов поведения людей, подсознательно определяющий (мотивы) ход человеческой истории. Итак, можно объяснить причины ускорения научно – технического прогресса и причины ускорения эволюции биосферы. Главной причиной можно считать не пресловутое стремление к прогрессу, а стремление выжить на фоне агрессивной деятельности конкурентов. Чтобы не стать жертвой действий «чужих», следует наращивать «свои» адаптивные способности. Рыночная конкуренция таким же способом раскручивает рост производства, разнообразия товаров. Монополисты, не боясь конкуренции, не заинтересованы в переменах (консерватизм). В мире животных есть персистенты, которые миллионы лет сохраняют неизменным свой вид. Вероятно, они являются монополистами в своей экологической нише и пока им никто не угрожает.

Ускорение научно – технического прогресса, возрастание темпов роста производительности труда, сокращение длительности ЖЦ новаций является следствием жадности и конкуренции. Стремление победить, превзойти конкурента раскручивает ускоряющиеся процессы (положительные обратные связи).

Выводы.

1.      Поступки и решения животных и людей детерминируются некоторыми шаблонами,передающимися из поколения в поколение через гены.

2.      Синергетика природы через подсознание человека материализуется в творчестве (техническом, политическом, экономическом), поэтому алгоритмы истории аналогичны «творчеству» неживой природы и биосферы.Наличие инвариантов сознательных действий людей и рефлексивно - инстинктивного поведения природы еще больше стирает грань между разумным поведением и «неразумным».

3.      Всё разнообразие поведения людей можно свести к комбинации нескольких инвариантов.

4.      Главными мотивами человеческой деятельности является ретрансляции своей информации (генетической и социальной) и обеспечение ВЭИ ресурсами.

5.      Ускорение научно – технического прогресса, рост производительности труда, сокращение длительности ЖЦ новаций является следствием жадности и конкуренции (мотивации для ВЭИ обеспечения).

 

Инварианты Нелинейного Мира. Copyright © 2006 Попов В.П. All Rights Reserved

 



Хостинг от uCoz