Инварианты Нелинейного Мира. Copyright © 2006 Попов В.П. All Rights Reserved

 

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время обозначился общественный интерес к проблемам развития. Это почувствовали в первую очередь те, кто по роду деятельности сталкивается с проблемами целостности: биологи, философы, экологи, социологи.

Задачей современного познавательного процесса является не только перенос информации (знаний) от предшествующего поколения к новому, но также обучение технологиям научения, критическому отношению к сложившимся парадигмам, развитие творческих способностей, прогнозирование будущего. Перенос методов одной науки в другую создаёт синергический эффект «расширения» сознания, умения «заглядывать за горизонт». Для полноценного «видения» очень большого объекта необходимо менять точку зрения, т.е. перемещаться в пространстве Исследователю, ученому, студенту также необходимо перемещаться в пространстве разных знаний, разных точек зрения, синтезируя многомерную картину мира.

В конце 20 веке стало очевидным, что «линейного, устойчивого развития» ждать не приходится. Чтобы не создавать антропогенные кризисы, общество должно согласовывать свои действия с законами развития  мира. Нужно прогнозировать будущие кризисы и принимать упреждающие меры, не ждать когда “грянет гром”.

Линейное прогнозирование себя не оправдало. Постнеклассическая наука со своей новой системой парадигм стала рассматривать мир как нелинейный, неравновесный, многомерный, а процессы как необратимые, хаотичные.

Наметились тенденции интегрировать технократическую и гуманитарную культуры. Возникла проблема создания единой научной базы для формирования специалистов с холистическим мировоззрением. Такой подход требует преодоления психологических барьеров, сформировавшихся в результате разрозненного преподавания отдельных прикладных дисциплин. Только холистическое образование может сформировать ноосферную личность, мыслящую в планетарных, глобальных и вселенских категориях, способную осознанно принять на себя бремя грядущего ноосферного самоограничения. Однако такие науки как история, социология, политология, экономика, антропология стараются держать дистанцию от естественно - научных дисциплин. Например, курс естествознания никак не учитывает специфики преподавания менеджмента, а экономика преподается в отрыве от способов управления ею. Экология указывает на проблемы биосферы, не умея ими управлять, а наука об управлении ориентирована только на управление человеко-машинными системами и не интересуется биосферными процессами. Экономическая наука, менеджмент, маркетинг ориентированы на «максимальное удовлетворение запросов потребителя», хотя сегодня очевидно, что ресурсы Земли не безграничны, численность населения в несколько раз превышает нормы, просчитанные экологами. Рано или поздно возникнет задача разумного сдерживания  потребление и тогда появится новая экономика.

Очевидно, что в высшем образовании назрела необходимость перевода преподавания на своеобразный метаязык, понятный как гуманитарию, так и слушателю естественно - научного цикла. Сказанное означает, что современный образовательный процесс целесообразно построить в форме кооперативного (синергетического) взаимодействия многих учебных дисциплин.

Настоящая работа частично восполняет недостающую “широту охвата” проблем прошлого, настоящего и будущего человечества и может быть предложена как междисциплинарное дополнение к учебным курсам “Концепции современного естествознания”, “Экология”, “Социология”, «Теория  управления», «Теория организации», «Философия», «Стратегическое управление», «Синергетика».

В поле зрения монографии попадает обширный материал, охватывающий события от «сотворения» мира до наших дней (15-20 млрд. лет). Рассматриваются объекты микромира, мезо и мегамира, живой и неживой материи. Большое внимание уделено синергетике социальных систем. По постановке задачи монография является продолжением научного направления, называемого «русским космизмом», в основании которого стояли Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А, Умов, К.Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Н. Моисеев и др.

Корни исследования уходят в древнегреческую философию с её поисками фундаментальных основ мира (глава 1). За 2 тыс. лет человечеством наработано огромное количество несистематизированного эмпирического знания, которое, как рассыпанная книга, содержат все сведения о содержании романа, но прочитать его невозможно.

Настоящая монография осуществляет попытку из разрозненных представлений собрать весь сюжет, т.е. на фоне случайностей увидеть инварианты развития. Знание инвариантов даст человечеству возможность сократить затраты на метод проб и ошибок и осуществлять целенаправленный выбор  дальнейшего развития.

Первые 4 главы формируются из фундаментальных обобщений (общая теория систем, теория управления и самоорганизации, синергетика). На основании обобщений  выводятся инварианты развития Вселенной (главы 5 - 7). Максимальное обобщение открывает возможности для дедукции, позволяет выявлять научные «мифы», ставить под сомнение  догмы. Сочетание общей теории систем и синергетического мировоззрения позволило открыть новую страницу в теории систем (развивается синергетическая теория систем).

Библиография содержит 244 источника, спектр которых охватывает, философию, физику, химию, биологию, генетику, экологию, историю, экономику, теорию управления, этологию, этнологию, психологию, теорию эволюции, теорию творчества и др.

В заключении на основе инвариантных законов делаются обобщенные прогнозы перспектив развития человечества, биосферы, разума.

 

Инварианты Нелинейного Мира. Copyright © 2006 Попов В.П. All Rights Reserved

 



Хостинг от uCoz